По традиции, которой вот уже 26 лет, в начале первого летнего месяца проходит районный конкурс ученических производственных бригад – соревнования среди школьников в овладении сельскими профессиями.
Когда-то всё начиналось с конкурса юных пахарей, проводившегося в Посевной на базе профессионального училища № 85. Затем круг специальностей, которыми старались овладеть школьники, расширился, соревнования бригад стала принимать Крутишка. А с 2006 года базой избрали Карасёвскую школу – она до последнего времени оставалась единственной, где школьники могли обучиться профессии механизатора и получить соответствующий документ. А вообще, районный конкурс сельских профессий является муниципальным этапом областного слёта ученических производственных бригад «АгроСтарт», стать победителем или даже призёром которого считается очень престижно, и потому об этом мечтает каждая школа, где продолжают обучать детей теории и практике сельских профессий. В последние годы в конкурсе прошли значительные изменения. В ногу со временем ученические бригады стали соревноваться совершенно в новых дисциплинах – цифровом земледелии, биотехнологиях. Конечно, грустно, что из программы уже два года как исчезли соревнования юных пахарей и мастеров машинного доения. Кстати, не по нашей местной инициативе, а потому, что от них отказались организаторы областного «АгроСтарта». Так что простаивает без дела трактор «Беларусь», когда-то подаренный губернатором, и на котором мальчишки в режиме реального времени вспахивали свою делянку. И не видать уже доильного аппарата, на вид бесхитростного, но собрать который правильно и на время – наука не такая уж и простая. Грустная ирония в том, что сегодня в представителях именно этих профессий – механизаторах, доярках – испытывает самый острый кадровый голод большинство сельскохозяйственных предприятий, в том числе и нашего района. Впрочем, как и в специалистах среднего звена. Хорошо, в программе конкурса остались соревнования бригадиров, хоть и поменялось название – «Сельскохозяйственное производство и инженерные технологии в агропромышленном комплексе».
Краткую историю соревнований на церемонии открытия напомнила педагог-организатор Дома детского творчества Людмила Фёдоровна Сластухина, как и о том, что черепановские юноши и девушки не раз становились призёрами и победителями в областном слёте. Дети взрослеют, их место занимают новые участники, поэтому каждый год много дебютантов. Им, конечно, труднее, потому что приходится соревноваться с уже более опытными – например, Дарьей Шаровой из Ярков, Иваном Евдокимовым и Ильёй Наумкиным из Карасёво, Максимом Лазаревым и Ангелиной Аряновой из Майского – победителями и дипломантами прошлого года.
– В этом году свои бригады представили восемь школ, – объявила участников Людмила Фёдоровна. – ярковская команда в прошлом году стала победительницей, её участник Максим Светоносов в области занял третье место. Наряду с давними постоянными участниками – Шурыгинской, Карасёвской, Безменовской, Посевнинской школами – есть и сравнительно молодые команды – из Дорогино и Куриловки. Номинации остались прежними – «Агрономия», «Овощеводство», «Сельскохозяйственное производство», «Животноводство и ветеринария», «Цифровое земледелие и агротехнология», «Садоводство», «Цветоводство и ландшафтный дизайн», «Цифровые биотехнологии».
Церемония открытия нынче приобрела ещё больше веса и торжественности ввиду присутствия на ней солидных гостей. В этот день в районе работал наш депутат Законодательного собрания области М. П. Мамедов и посещение школьного сельского конкурса тотчас включил в свою программу. С ним на открытии были глава района С. Н. Овсянников, председатель районного Совета депутатов В. М. Капич.
– Наш район всегда был сельскохозяйственным, – отметил Сергей Николаевич. – Потому всегда нужны были люди сельских профессий. В отличие от жителей города вы находитесь в выигрышном положении, потому что можете раньше освоить эти специальности. Первый шаг на пути к этому – конкурс ученических бригад.
А вот Майис Пирвердиевич открыл небольшой секрет. Он и сам родом из села.
– И поэтому я свой среди вас, – отметил он. – Очень здорово, что есть такие конкурсы. Но главное, какую бы вы ни выбрали профессию в будущем, знайте: Россия нуждается в специалистах международного уровня.
Удачи в соревнованиях пожелал глава Карасёвского сельсовета Владимир Николаевич Сорокин. Он дал понять, что первый шаг в выборе профессии делается именно на таких конкурсах. Он также выразил надежду, что все участники в будущем обязательно вернутся в район уже дипломированными специалистами.
Директор школы Алексей Васильевич Михеев, пожелав удачи ребятам, сказал, что, как и прежде, постарались создать участникам уют и комфорт, чтобы от волнения не осталось и следа. Некоторые конкурсы проходят в кабинетах, преобразившихся благодаря участию в программе «Точки роста». А после испытаний к услугам ребят – тренажёры на спортплощадке, мультики в актовом зале. Пожелала удачи ребятам начальник управления образования Тамара Викторовна Киселёва.
Гостеприимство и бе-зупречная организация в Карасёво – тема отдельная, здешняя красивая и уютная школа – это то место, где хочется находиться подольше.
После торжественного открытия участники вместе с судьями разошлись по классам, чтобы приступить к конкурсу. Судьи – это преподаватели Дома детского творчества, учителя школ района, специалисты управления сельского хозяйства.
Восемь участников конкурса животноводов расположились в одном из кабинетов. Первый этап, наверное, самый тихий и спокойный – теоретический. Дети отвечали на вопросы письменно. И когда все закончили, словно в лотерее, стали тянуть жребий, кто первым будет отвечать на заготовленные вопросы конкурсной комиссии.
Татьяна Сергеевна Трухина, специалист управления сельского хозяйства, с первых минут расположила к себе ребят. Практически всем она задавала один вопрос: что такое стати? И сразу же понимала, насколько участники подготовлены. Одни только здесь узнали ответ, другие уверенно отвечали, что стати – это части тела животного, по которым складывается оценка его экстерьера. Так что «статный» можно сказать не только о человеке, но и, например, про быка.
Ивану Евдокимову выпал случай первым участвовать в таком экзамене. Тянул билет, ознакомившись с вопросом, отвечал. Попались задания из серии замеров животных. Иван, не торопясь, ответил, что высоту в холке нужно производить от земли до самой верхней точки, и непременно палкой. Так же он измерил бы животное в крестце. Для наглядности роль животного выполняла небольшая игрушечная копия коровы. Невольно подумалось: вот было бы зрелищно показывать всё на корове настоящей!
С небольшим затруднением ребята отвечали на вторую группу вопросов – о ГОСТах. Непросто им запомнить все цифры из существующих ГОСТов, зато как ведётся контроль, практически все знают.
Владимир Каторгин из Шурыгино прямо-таки командным голосом рассказывал, как жидкостным градусником проверить температуру молока, и как это технологически правильно сделать, чтобы результат был максимально точным. Самый наглядный этап у животноводов – определение кормов. На столе – ёмкости с различными их видами. Участник посевнинской команды Николай Осипов слегка нервничал. Для него непросто во всём этом разнообразии найти корма животного происхождения, а если быть точными – костную муку. И всё же по наводящим вопросам он это сделал, а ещё не сразу смог распознать традиционную подкормку жмых. Тем не менее остальные его ответы были уверенными.
У овощеводов всех разделили на две группы: одни направились на пришкольный участок показать свои навыки в практических занятиях, другие остались в классе. Задача не из лёгких: больше десятка пробирок на столе, и в каждой из них необходимо безошибочно определить семена всем известных огородных растений.
Пока к ответам на доставшиеся задания готовились пятеро юных агрономов, на задворках школы можно было увидеть первого заместителя главы района по сельскому хозяйству Игоря Владимировича Жаркова. Ходит, что-то разглядывает в траве, изредка срывает. Вроде как цветы собирает. В «кабинет агрономии» возвращается с букетиком. Тут и полынь, и крапива, и лебеда. Всё вместе – наглядные пособия. Игорь Владимирович с Игорем Анатольевичем Гончаровым, заместителем начальника управления сельского хозяйства, тестируют ребят на знание самых злостных сорняков сельскохозяйственных культур. Кроме упомянутых, юные агрономы обязаны распознать осот, полевой вьюнок.
Не без труда давалось определение удобрений, которые используются в наших хозяйствах. Дарья Шарова из Ярков тщательно разглядывала пузырьки. Определить безошибочно непросто, так как некоторые похожи друг на друга.
В кабинете цветоводов на столах разложены веточки, листья. Вначале участники справляются с теоретической частью, затем перед судейским составом следует по наглядному материалу распознать растения. Практическая часть – распикировать, проще говоря, рассадить из общего ящика в отдельные горшочки бальзамин. Естественно, сделать это по всем законам цветоводства. Подобная процедура и у садоводов, после отгадывания по веточкам плодовых и ягодных культур группами конкурсанты выходят во двор школы, правильно черенкуют смородину и тут же её высаживают. Тоже по всем правилам. А тем временем овощеводы высаживают томаты. Всё под рукой – готовая рассада из теплицы, лопата, лейка, вода. От участников требуются только знания и старание.
Не один час проходили конкурсы. Те, кто «отстрелялся», мог побродить по школьной территории, посмотреть мультфильмы. И всё же ребят не отпускала напряжённость. До последнего момента они были в неведении, как же выступил каждый из них.
Всё расставило на места подведение итогов. В каждой номинации чествовали трёх самых лучших. И порой для некоторых оглашение результата становилось полной неожиданностью, сопровождавшейся нескрываемой радостью. Дипломы разного достоинства призёрам вручали Игорь Владимирович Жарков и директор Дома детского творчества Оксана Васильевна Стеба. Вместе с дипломами победители получали подарки от газеты «Черепановские вести» – часы-календарь, настольные светильники, бытовую электротехнику.
После года перерыва лидерство вернула себе команда Карасёвской школы. А из победителей районного этапа будет сформирована бригада, которой предстоит выступить за район на областном «АгроСтарте». Это произойдёт уже через несколько дней.
Как всё сложится у наших ребят – угадать невозможно. Одно можно сказать: вернись все они в родной район после получения образования – проблема с кадровым обеспечением сельского хозяйства наконец-то станет неактуальной.
Алексей Насакин, Василий Лаптий.
Победители и призёры по номинациям (1, 2, 3 места)
«Агрономия»
Наумкин Илья (Карасёвская школа)
Евсюкова Арина (Майская)
Шарова Дарья (Ярковская)
«Овощеводство»
Скаредина Наталья (Безменовская)
Арянова Ангелина (Майская)
Колгунова Ирина (Посевнинская)
«Животноводство и ветеринария»
Евдокимов Иван (Карасёвская)
Каторгин Владимир (Шурыгинская)
Темченко Матвей (Ярковская)
«Цветоводство и ландшафтный дизайн»
Булашова Марина (Шурыгинская)
Силакова Снежана (Дорогинская)
Корнева София (Майская)
«Сельскохозяйственное производство и инженерные технологии в агропромышленном комплексе»
Ветренко Карина (Майская)
Тимонин Семён (Посевнинская)
Цорн Даниил (Шурыгинская)
«Агроэкология и цифровое
земледелие»
Губкина Дарина (Карасёвская)
Городилов Евгений (Дорогинская)
Юрьева Надежда (Безменовская)
«Садоводство»
Дубровская Анна (Шурыгинская)
Макеева Мария (Карасёвская)
Воронцова Анастасия (Безменовская)
«Сельскохозяйственные биотехнологии»
Светашов Данил (Майская)
Максимова Полина (Карасёвская)
Смирнов Евгений (Дорогинская)
«АгроСтартап: идеи, технологии и инновации»
Ветренко Карина (Майская)
Трушков Сергей (Куриловская)
Голубев Тимофей (Карасёвская)
Общекомандный зачёт ученических производственных бригад
Карасёвская (руководитель УПБ С. А. Коваль).
Майская (руководитель Т. В. Данькова).
Дорогинская (руководитель М. В. Суворова).