Перезагрузка мусорной реформы

Совместное заседание
бюджетного и
строительного комитетов

На совместном заседании бюджетного и строительного комитетов  Законодательного собрания Новосибирской области депутаты проанализировали ошибки, допущенные при создании и  эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, используемых для  обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов

КТО ВИНОВАТ?
Совсем недавно правительством региона было расторгнуто концессионное соглашение на возведение двух крупных мусоросортировочных комплексов и двух полигонов на территории Новосибирской агломерации, заключённое 22 июля 2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск».
Депутатов интересовало, каковы для региона финансово-экономические и правовые последствия расторжения. Из кратких докладов министра  экономического развития Льва Решетниковаи министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области Дениса Архипова следовало: соглашение расторгнуто по соглашению сторон,  обоюдно, никаких дополнительных условий по нему нет.
Однако депутаты оказались не согласны с такими выводами. Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно- коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко напомнил, что  концессионное соглашение касалось огромных объёмов – почти 80  процентов всего мусора в регионе. На нём строилась вся мусорная реформа.
«Уже с июля 2017 года было понятно, что никогда эту концессию не  реализуем. И даже в этом случае вы пять лет её не расторгали. Как же так?  Концессионер, как собака на сене, сидел на нашей области, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти. И все  наши программы рушились, хотя уже в 2019 году должны были сортировать  на двух этих полигонах 400 тысяч тонн мусора!».
«Понятно, что всё это нас очень волнует, – взял слово председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив: «На протяжении пяти лет звучали жёсткие выступления депутатов, ещё  более острые вопросы задавали жители области, в ответ – успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с Андреем Александровичем Травниковым, и с Сергеем Николаевичем Сёмкой.
Услышали, что концессионер, о чём всё время настаивали депутаты, будет  не один, произойдёт деление на две-три-пять-шесть концессий – это в процессе обсуждения. Но время упущено – это факт. Считаю, что группа компаний «ВИС» должна извиниться перед населением Новосибирской  области. Пять лет все ждали».
Спикер регионального парламента отметил, что до ближайшей сессии – 7 июля – Минэкономразвития региона должно представить экономическую  модель коммунальной инфраструктуры, которая будет  реализовываться в Новосибирской агломерации.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
О планах, реализуемых в области, депутатам рас-сказал министр жилищ-но- коммунального хозяйства Денис Архипов. Согласно территориальной схеме, создание объектов инфраструктуры предполагается в 14 районах. В рамках концессионных соглашений планируется  создать 8 объектов. В рамках госпрограммы «Развитие системы обращения  с отходами производства и потребления в Новосибирской области» за счёт  бюджетных ассигнований запланированы следующие мероприятия: в 2022  году – начало строительства полигона в Болотнинском районе в рамках  муниципальной концессии; проектирование и строительство пяти  площадок временного накопления отходов. Контракты заключены, работы  ведутся.
Озвученные планы вызвали дискуссию. По мнению ряда депутатов, предлагаемое правительством развитие событий не обещает  качественного скачка в решении проблемы. «Построили же за три года на  областные и федеральные деньги ледовый дворец – почему бы и инфра- структуру для системы ТКО не создать за бюджетные деньги, – высказал  позицию многих зампред комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Дмитрий Козловский.
– Зачем ждать мусорного коллапса, когда можно всё держать в областных  руках?».
«Почему мы не рассматриваем создание собственного регионального оператора? Этот вопрос надо рассматривать и за это голосовать», – убеждён  депутат Константин Антонов.
Прозвучали конкретные предложения. «Поэтому, необходимо разбить  полигоны на отдельные лоты. Это понизит инвестиционный порог, повысит  конкуренцию.
И как следствие – снизит потенциальную нагрузку на бюджет», – уверен заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической  политике и собственности Сергей Кальченко.
Депутаты убеждены в том, что не инвестор, а правительство области  должно диктовать условия концессии. Необходимо увеличить количество  мусоросортировочных комплексов на территории Новосибирской агломерации с целью снижения экономической и экологической нагрузки на территории с двух объектов (предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами в Новосибирской области) до трёх-пяти, а также предусмотреть заключение концессионных соглашений по каждому  создаваемому объекту. При заключении предложено установить размер  задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств концессионера,  чтобы быть уверенным, что инвестор в состоянии осилить создание объекта. А также такое существенное условие, как исключение из  концессионных соглашений необоснованных и излишних бюджетных гарантий концессионеру. Все прозвучавшие предложения войдут в рекомендации правительству области.
«За шесть прошедших лет мы внесли изменения в наши нормативные доку- менты, в законы, – отметила заместитель председателя Заксобрания Ирина Диденко. – Концессию с «ВИС» мы критиковали, но били, что называется, «по хвостам». Теперь, когда в законодательство внесены изменения – рассмотрение в Законодательном собрании предваряет заключение соглашения и проведение конкурсов. Принятием  рекомендаций законодателей области теперь мы разделяем  ответственность с исполнительной властью.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: