Их невозможно было не заметить, а после – забыть. Семья Токаревых так и хранится в памяти многих черепановцев – статный мужчина в военной форме и его всегда улыбающаяся красавица жена.
25 лет после выхода лётчика Владимира Васильевича в отставку они с Верой Николаевной прожили в селе Падун, где глава семьи занимался пчеловодством. Общительные, радушные, искренние Токаревы скоро познакомились и подружились со многими.
Вера Николаевна стала писать в «Черепановские вести» и полюбилась читателям свежестью тем, ироничностью взгляда, однозначностью своей позиции.
Два года назад майора Токарева не стало: болезнь. Его супруга теперь живёт в Краснообске, рядом с дочерьми. Ей за восемьдесят. Но недавно Вера Николаевна написала, издала книгу «Записки «декабристки». Название – в духе её «подвижной», как всегда бывает у семей военных, жизни.
– Создать книгу меня сподвигли страницы черепановской газеты. Я бережно хранила напечатанное там… Бумага была такой хрупкой… И однажды поняла – нужно «собрать» её в книгу. Она будет интересна моим потомкам, друзьям. Это и сделала. Правда, очень маленьким тиражом.
В увесистой книжке стихи и 49 рассказов. Многие из них о Падуне, о Черепаново и черепановцах. Отрывки из нескольких с удовольствием предлагаем вашему вниманию.
…А в любимом черепановском селе Вера Николаевна Токарева продолжает бывать каждое лето. Теперь дочери смотрят здесь за домом, ухаживают за землёй и даже за несколькими ульями отцовских пчёл.
Низкий поклон
…Все годы до замужества я провела в родном Куйбышеве. Потом судьба мотала по городам и весям, а вот последние годы живу летом дачницей в селе Падун. Город Черепаново, честно признаться, поначалу не очень понравился: я всё сравнивала с Куйбышевом не в его пользу. Но, познакомившись с ним, с людьми, самым дорогим его богатством, поближе, могу сказать, что полюбила его и говорю теперь:
Мне одного рожденья мало –
Расти бы мне из двух корней!
Жаль, Черепаново не стало
Второю родиной моей.
То же самое сказал Владимир Высоцкий о Черногории, где он отдыхал постоянно, которую считал раем на Земле. Я там не была. Для меня рай – мой край, где я живу. Всем живущим здесь, всем моим знакомым черепановцам – низкий-низкий поклон.
Прерванный полёт, или Огромное небо
…Совсем немного времени прошло (22 октября 2012 года), как состоялось мероприятие, посвящённое Дню памяти павших во всех войнах, День белых журавлей. Но и оно уже в прошлом – «время ни на миг не остановишь»… И только в памяти моей и присутствовавших на нём во Дворце культуры Черепановского района осталось неизгладимое впечатление от чтения стихов, исполнения песен на патриотическую тему. Спасибо большое организаторам этого памятного дня!
Не скрываю, песни «Огромное небо» и «Я возвращаюсь домой» в чудесном исполнении Нарека Алексаняна из Огнёво-Заимковской школы довели меня до слёз. А песня «Офицерские жёны», которую задушевно исполнила жена командира Безменовской воинской части Оксана Добровольская, невольно вернула меня в то далёкое время, когда я была в должности «офицерской жены».
Много лет назад друг юности, поздравляя меня с законным браком, ехидненько сказал:
– Скоро ты станешь молодой вдовой, лётчики долго не живут, вышла замуж за летающий гроб.
– Типун тебе на язык! – в сердцах ответила я ему.
Но все 20 лет, пока муж служил в Советской армии, меня не покидало чувство страха за его жизнь.
…Не раз говорила Володе:
– Какие мы разные: ты всю жизнь рвёшься в небо, я смертельно боюсь высоты, один раз только летала, в молодости. Помнишь, что я пережила, какой была?! Скажи мне честно, неужели ты во время полётов не испытываешь страха?
– Нет.
– Почему?
– Во-первых, парашют всегда со мной на случай аварии. Во-вторых, если столкнусь в воздухе или с землёй, переживать не придётся…
Подарок президенту
…6 марта 2013 года вся общественность России отмечала 100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина. О нём писали в газетах, транслировали эпизоды его жизни. Легендарного лётчика особенно чтили в Новосибирске как земляка.
Накануне этой даты, примерно за две недели, нам с мужем позвонили из Черепановской администрации и сообщили, что мы приглашены на торжество, которое состоится в оперном театре. Предупредили, чтобы мой Владимир Васильевич был в парадном костюме. А мне быть с ним обязательно нарядно одетой.
При этом подумала: «Правильно! Не выглядеть же огородным пугалом!». Вспомнила, как говорила моя мамочка: «По мужу и честь, у хорошего мужа и свинка – господинка». Конечно же, я была безмерно рада такому предложению, засуетилась, стала советоваться с Володей, что выбрать из моих двух-трёх праздничных нарядов, может быть, не очень модных, но красивых, на мой взгляд. Представляла, как пара немолодых людей, то бишь мы, будет смотреться в оперном, где не была уже много лет.
В голове появилась сумасшедшая мысль: сделать подарок президенту. Постараюсь передать В. В. Путину (его ждали на это торжество) свой рассказ «Японский подарок», опубликованный 8 апреля 2010 года в газете «Черепановские вести». В нём я писала о том, как мой Владимир Васильевич в открытом письме тогда премьер-министру В. Путину советовал, как помочь народу, ещё в 1999 году… Я тогда засомневалась, поймёт ли Путин моего мужа? Должен понять, потому что он мужик умный, толковый, энергичный.
И надо же было такому случиться – снова облом уже в этой театральной затее! Зима в 2013 году была очень суровая: она в этом виновата, только она! 20 февраля у нас в бане перемёрзли трубы с водой. Володя пытался отогреть их, поднял доски в моечной, раскопал землю, паяльной лампой прогрел трубу. С передышками посидел, отдыхая на холодной лавке. И, естественно, переохладился, а в результате – радикулит. Спина разболелась, как никогда в жизни. На следующий день не смог сам надеть носки, пришлось мне помогать и лечить несколько дней всевозможными гелями и пчелиным ядом.
Представьте себе, как я была расстроена, как пыталась уговорить Володю поехать. «Не выдержу такую нагрузку!», – только и сказал он. Тут уж я окончательно смирилась.
…А в связи с темой рассказа у меня остался на память пригласительный билет.
Русь! Храни себя, храни!
…Воспоминания старожилов об истории села Падун делятся по большому счёту на две части: жизнь села до и после перестройки. Что же здесь было до 1990 года, как жили люди? В селе проживало примерно 260 человек. Руководящим и направляющим органом была, конечно, компартия. В Падуне было 9 коммунистов, 7 комсомольцев. За работу партячейки много лет отвечала Галина Михайловна Сапегина. Работал садик, в котором воспитывалось до 20 деток всех возрастов. В начальной школе училось больше десятка ребятишек. Взрослые трудились на совесть, от души. Работы хватало. Обслужить 350 голов только крупного рогатого скота, 250 – молодняка – требовались руки и сила. Был даже мини молзавод. Жили дружно, весело, с надеждой, что с каждым годом всё лучше и краше будет жизнь.
Но… За один год, за 1991-й, скот – как корова языком слизнула, всё исчезло. Осталась у людей ностальгия по той, доперестроечной действительности. За два последних десятилетия много людей умерло, ещё больше поразъехалось в поисках работы, лучшей доли.
В 1993 году мы с мужем приехали в уже разрушенное село. Было больно и тоскливо видеть разруху. Куда всё девалось? Хочется верить, что Россия ещё многое исправит. А теперь?
…Трудяг в нашей деревне очень много. Это и супруги Отто, Кузнецовы, Сапегина, Вахрушевы, Мануловы и т. д. Можно сказать, жизнь в Падуне не затихает. Большое внимание нам оказывает глава администрации Медведского сельсовета Юрий Владимирович Каричев. Организовал освещение деревни, установив фонари. Подведена дорога к кладбищу, которое теперь огорожено. Обустроена детская площадка. Делается новая скважина для водопровода. Школьный автобус возит детей на занятия. Рейсовый автобус бывает здесь дважды в день. Одни словом, кто хочет жить и работать, найдёт себе занятие по душе.
В наши дни много говорят о патриотизме и любви к Родине. Это чувство должно быть свойственно каждому, кто мечтает видеть Россию сильной и значимой страной.
…Русь! Храни себя, храни!
Страницы книги листала Елена Воликова.