Натворила «ночь творила»

КАК ДРЕВНЯЯ ЗАБАВА ПРЕДКОВ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ЖИВОТНОЕ

В ответ на опубликованную заметку нашей читательницы, где в числе  прочего речь шла о благоустройстве, пришло письмо из администрации города Черепаново, больше похожее на крик души. Вот как  пытается достучаться до совести и сознательности людей власть: «…Центральная городская площадь утром 7 июля была неузнаваема. У людей, направлявшихся на работу, создалось впечатление, что в самом  центре города орудовала шайка вандалов. Фонтан имел удручающий вид:  внутри чаши, среди множества утопленных урн с мусором, на системе труб виднелась разбитая скамья. На площади вокруг фонтана часть скамеек  поломана и перевёрнута. И как обычно, всё это безобразие пришлось  устранять работникам «Коммунальщика» – лезть в холодную воду, руками  вылавливать мусор, урны, поломанную скамейку и потом их ремонтировать. А какой теперь тошнотворный вид воды в фонтане! Просто уму непостижимо  такое лицезреть в центре города! А что же сотрудники  полиции? Почему они не отреагировали на безобразие? Получается, что благоустроенный вид города – забота лишь администрации  и коммунальной службы, а остальным до этого нет никакого дела».
По тому же поводу 7 июля днём женщина возле магазина в Майском громко возмущается:
– В Черепаново тоже, что ли, в «ночь творила» напакостили, или только у  нас такие уроды живут? Я одного не могу понять: где ночью родители были,  почему не видели, где их малолетка шляется, что делает? А потом удивляются: «Почему у других сын в институте учится, а мой в тюрьме  сидит?»…

– Так что натворили-то? – допытываюсь.
– Даже и сказать не знаю как, стыдно. Баллончиками с краской на воротах…  Короче, что на заборах пишут, они это нарисовали. Да кому! Старухам  нашим… Ну не твари?! Всё это, как мы понимаем, про старую традицию в  ночь на Ивана Купалу творить всякие неожиданности. Надо сказать,  порядком подзабытую, как и святочные гадания. Люди в возрасте этим не  занимаются, а вот молодёжь – с удивительным постоянством.
Причём ничуть не задумываясь над смыслом этой сомнительной забавы и  вообще о том, откуда всё пошло. Ну так давайте вспомним, а может, кто и  своему оболтусу расскажет. Никогда не поверю, что, например, в деревне не  знают, кто это именно заборы изгадил…

Праздник Купалы – языческий, после крещения Руси он превратился в День  святого Иоанна Крестителя. А посвящён главным образом летнему солнцестоянию, обновлению природы, её максимальному расцвету. Что же  делали славяне в день, когда ночь была самой короткой в году? В Иванов  день запрещалось жаловаться на жизнь, потому что роптанием можно лишь  накликать ещё больше бед и несчастий.
Действительно, в ночь на Ивана Купалу не было принято сидеть дома, под строгим запретом был сон, считалось, что спящие люди становились максимально уязвимыми для нечисти. И наши предки вовсю старались не  смыкать глаз, чтобы быть начеку.
Люди собирались у рек, с венками на головах водили хороводы, пели песни,  прыгали через костры – верили, что огонь очищает и от нечистой силы, и от  болезней, и от сглаза. Девушек, которые не могли перепрыгнуть через костёр  в купальскую ночь, считали ведьмами. Их могли отстегать крапивой  или окатить водой (вот откуда – «Иван Купала, обливай кого попало!»). Масштабные сцены купальской ночи мы можем видеть в шедевре Андрея  Тарковского – фильме «Андрей Рублёв». В том числе и эпизоды с массовым  обнажением, что тоже было принято в те времена, поскольку люди совершенно не стеснялись своей наготы. И любовные связи нужны были в первую очередь не для удовлетворения желания, а для повышения плодородия земли.
Нам, конечно, сейчас всё это трудно понять. Странным кажется и обряд  утопления покойников на Ивана Купалу. Если июнь выдавался засушливым,  в Иванов день наши предки топили покойников.
Для этого обильно поливали могилы водой. Славяне верили, что умершие  могут послать на землю дождь.
И ещё ночь перед Иваном Купалой, с 6 на 7 июля, в самом деле издавна  называется «ночью творила» . В древние времена люди верили, что в это  время оживает и выходит из воды вся нечисть: ведьмы, кикиморы болотные,  оборотни, колдуны, водяные, лешие, русалки. Помешать этому может простой способ – делать всяческие мелкие пакости самим, творить, устраивать розыгрыши, тогда и нечисть, дескать, обалдеет и не станет бесноваться. Например, можно рассыпать дрова из поленницы,  затащить в дом камень, подложить родственнику в карман нелепый предмет  (например, морковку).
В любом случае это было торжество жизни, люди старались создать  праздник и себе, и всем вокруг. Но нашим предкам никогда бы не пришло в  голову в Иванов день и ночь накануне кого-либо обидеть, доставить кому-то  печаль, не говоря уже принести зло.
Сегодня – легко. В ночь с 6 на 7 июля кто-то положил дрын поперёк улицы  Интернациональной.
Молодой мотоциклист его не увидел, перелетел, на скорой увезли в  больницу. Это что, тоже шутка?
«Творить» – означает созидать. Творец, творчество – всё это с тем же значением. Но с таким же корнем есть слова и противоположного смысла: набезобразничать, содеять, натворить, сотворить. Зло то есть. Кстати, в родстве с ними и ставшее бранным слово «тварь».
Неужели кто-то не против, чтобы его так называли?
Фото у фонтана предоставлено администрацией г. Черепаново.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: