Верочка родилась в маленьком посёлке Иркутской области, где добывали золото. В жизни ей самой предстояло стать драгоценностью, которая многое сделает для людей, будет ими уважаема и любима.
«Золото наше!», – станут шептать вслед. Но это – после… Пока – вокруг тайга, нетронутая суровая природа, тяжёлый быт. Папа – выселенный с Поволжья немец, с которым у дочери навсегда особенно душевные отношения.
Маму крепко любил, хотя ни слова не знал по-русски… Её звали Полиной, он называл Паулиной и берёг столь же безмерно, как потом своих детей. Так и жили. Не тогда ли Вера Александровна Ложкова вобрала столь трепетное отношение к детству? С которого, как с истока большой реки, берёт начало любая человеческая жизнь? Она не ведала проблемы выбора будущего, не размышляла, кем станет, когда вырастет… Вера точно знала – будет учителем. И точка.
Тем временем большая река жизни вынесла семью в алтайское село Саратовка. Тут педагогические наклонности подросшей девочки раскрылись однозначно. Стала подрабатывать в местной школе вожатой «нулевого» класса. Дети к ней липли. Вера всё подмечала и за всё отвечала. Малышню тогда в школе не кормили, вожатая придумала, как исправить такую досадную недоработку. Предложила родителям устроить нечто вроде дежурства: каждый день по очереди кто-то один приносит в класс саморучно испечённый хлеб и молоко от коровы, имевшейся в любом дворе. Взрослые были очень довольны таким нововведением, с радостью ему следовали, доставляя ребятишкам в школу тёплый ещё хлеб. И то верно: голодное брюхо к учению глухо!
Когда пришла пора вожатой отправляться поступать в Новосибирский пединститут, один из ребят написал ей пожелание: «Вера Александровна, когда Вас не возьмут учиться – возвращайтесь! Мы Вас любим и ждём». Как в воду глядел! Ложкова трижды поступала «на учителя». К счастью, добилась своего. Время её студенчества было удивительным. Жизнь однозначно требовала идти работать, чтобы содержать себя в большом городе.
Семейная финансовая поддержка была объяснимо скудной, да и девушка – умница, активистка и просто красавица – всеми силами не хотела обременять родных. Тут к её радости наступило время
стройотрядов.
Шикотан… В этом слове слышался шум прибоя, виделись таинственные звёзды над океаном, грезились неизведанные острова. Чтобы попасть работать на рыболовецкий траулер, нужно было заранее сдать учебную сессию, добиться того, чтобы ты воплощал собой получаемые в институте знания. Это было очень сложно, но выполнимо. Вера выполнила. Несколько сезонов она ездила на Шикотан. Здесь, тяжёлым трудом по переработке рыбы, можно было достойно обеспечить себя. Но скоро поняла главное – тут проверялся человек, выявлялись его сильные и слабые стороны, рождалась сила духа. И студентка пединститута возглавила своей персоной все студенческие отряды Новосибирской области. На Шикотане рождалась дружба «на миллион». Большинство ребят после многого добились в своих профессиональных направлениях. Из этой спаянной природным и человеческим потом когорты родилась потребность регулярных встреч. И они съезжаются уже десятилетия.
«Я очень признательна этому тяжёлому, но яркому времени!», – Вера Александровна однозначна. Она никогда не ждала лёгких времён, но всегда готова к созиданию. Без малого полувековой опыт руководства одной из самых необычных в губернии сельских школ это подтверждает. Вспоминает: «29 августа 1974 года, еду в неизвестность, в Нововоскресенку.
Еду на грузовике, водитель – директор Ярковской школы Кронид Григорьевич Романов. Он всю дорогу шутит, а мне страшно: кругом лес, не дорога, а две колеи. Остановились, вроде приехали, домов не вижу, кругом заросли, как выяснилось – крапива. Вышла из машины, выслушала сочувственные слова Кронида Григорьевича и решительно направилась по едва заметной тропинке, как оказалось потом, я шла в своё будущее.
В зарослях крапивы отыскала школу, поразилась её убогому фасаду и интерьеру. В учительской – длинный стол, один стул и две лавки, на окнах «задергушки» на верёвочках, старые парты, куча рваных матов в коридоре, вода в колодце, туалет на улице.
Коллектив – восемь человек, один учитель начальных классов имеет среднее профессиональное образование, остальные со средним и с неудачными опытами поступления в пединститут, детей всего 26.
Вид квартиры удручил ещё больше: дырявая крыша, оборванные провода, разобранная печь. Настроение мрачное, в голове одна мысль: «Что делать?», а завтра первая в моей жизни линейка, которую здесь никто не готовил.
Я помню: говорила долго, обещала, что всё изменится к лучшему, и только теперь понимаю, чего будут стоить мне мои же обещания». Тогда Вера Александровна решила однозначно – сельские дети достойны лучшего! И она сделает всё, чтобы это лучшее у них было.
… Первая, экспериментальная, опорная, инновационная, «элита российского образования» – все эти эпитеты теперь относятся к Нововоскресенской школе, в мае отметившей своё 100-летие. Но лучше всех громких регалий о ней говорит отношение сельчан: школа стала действительно главной опорой села, его гордостью, любовью и надеждой.
В 1994-м переехали в новое здание. На следующий год группа детей с учителями отправилась в Краснодарский край перенимать опыт инновационного развития. Ещё через год реализуется идея объединить под одной крышей детский сад, школу и филиал Черепановского педагогического училища по специальности «учитель начальных классов со специализацией педагог детского танца». Это было удивительное время! Все жили одной семьёй, студенты проводили открытые уроки, были классными руководителями, вместе танцевали. На базе школы открывается представительство НГПУ – факультета педагогики и психологии детства. И выпускники педучилища, учителя школы опять становятся студентами, только теперь педуниверситета.
Конечно, это мечта: не выезжая из села окончить школу и получить высшее образование. В самые непростые для любых идей годы – девяностые – Нововоскресенская школа пытается, и что самое удивительное – успешно, воплощать в реальность в своих стенах самые неожиданные проекты. К примеру, сотрудничество с НИИ гипертермии под руководством профессора А. В. Сувернева с целью решения проблем здоровья учащихся и взрослых. В 2005 году, после признания лучшей школой Новосибирской области в номинации «Школа – социокультурный центр села», по приглашению к сотрудничеству Международной славянской академии участвует в проекте «Дети Сибири: Театр. Творчество. Здоровье», ставит спектакли и выезжает в новосибирские театры.
Но самым знаковым и определившим судьбу школы событием стала работа в её стенах профессора НГПУ, кандидата искусствоведческих наук А. С. Фомина. Вся школа начинает танцевать! Это была авторская программа педагога «Развитие и гармонизация личности в игровом танце.
Почти полвека В. А. Ложкова – первое лицо не только возглавляемого ею учебного заведения, она – личностная доминанта села, в котором знает каждую тропинку, человеческие характеры и судьбы. Никогда за эти десятилетия на школу не поступила ни одна жалоба, в её адрес публично не высказано недовольства. Конечно, ситуации недопонимания были, без них не живёт человеческое сообщество, но они решались мудро и полюбовно внутри этого единого сельского дома.
Нововоскресенка стала этой женщине такой родной и любимой, что посвящённые селу строки (а директор школы пишет хорошие стихи!) заставляли рукоплескать залы Москвы. Там нередко рассказывали об опыте великого человеческого служения простой сельской школе, с которой, как с прозрачного родника, начинается русский народ…
Выросли её дети и внуки. Дочь Евгения – одна из ключевых фигур в правоохранительных органах. Сын Александр стал учителем, преподаёт ОБЖ. Педагогической тропой пошла и внучка.
А золото души Веры Александровны не скудеет, его не становится меньше. Годы лишь делают этот человеческий самородок всё бесценнее.