Как бы ни было от этого грустно, всем известно, что заработать на творчестве очень и очень тяжело. Если ты пишешь книги, музыку или картины, если красиво поёшь или мастерски играешь на гитаре, то, скорее всего, случится одно из двух: либо это так и останется просто увлечением, либо тебя ждёт долгий и тернистый (и не факт, что успешный) путь, прежде чем любимое занятие начнёт тебя кормить. С другой стороны, многие вовсе не преследуют такую цель, но внезапно сталкиваются с материальным вознаграждением за творческие успехи – например, ученица первой школы Настя Улихина, недавно получившая губернаторскую стипендию.
Эта история, конечно, не про возможность «кормиться творчеством», но, повторимся, такую цель никто и не преследовал. Настя учится в восьмом классе, учёба со временем всё больше вытесняет другие формы активности, но вот уже седьмой год отвлекаться от неё получается с помощью художественного чтения литературных произведений. Всё это время со школьницей занимается руководитель местной студии «Родничок» Валентина Глебовна Рощепий.
Она, как многие знают, любит брать к себе детей с очень раннего возраста, так что многие из них обретают энтузиазм и любовь к этим занятиям не с первых дней, а спустя какое-то время. Так было и у Насти.
– Во втором классе мама ко мне подходит и говорит: «Идём к Глебовне», – с улыбкой вспоминает девушка. – Ничего не объясняют, приводят в этот маленький кабинет во Дворце культуры, за кулисами. Ну, Валентина Глебовна со мной так учтиво, мол, давай познакомимся. Я начинаю тихим голоском что-то отвечать, а она мне с ходу вот это своё: я глухая, я не слышу! Ничего она не глухая, до сих пор шёпотом что-нибудь скажешь – всё расслышит. Потом она мне предложила почитать вслух. Ну, и в ходе этой встречи я уже ревела – то, что со многими детьми у неё случается рано или поздно. У неё голос же громкий, резкий, и это, знаете ли, пугает. Да и не только это.
Понимаете, я во втором классе только читать научилась, а мне тут дают что-то для чтения вслух с выражением. Но потом, уже со второй встречи, я увереннее себя чувствовала. Мама спрашивает: пойдёшь? – и я как-то спокойно соглашаюсь.
Мне дали ещё одно стихотворение, которое надо было читать вдвоём – я и Саша Беляев. Он на тот момент уже долго занимался, так что я, конечно, неуверенно себя чувствовала. Но в итоге чуть больше месяца мы репетировали, потом выступили на моём первом конкурсе, и он получил диплом за участие, а я внезапно – лауреат третьей степени.
Речь об областном конкурсе исполнителей художественного слова «Шёпот Мельпомены.
Год российского кино», организованном центром дополнительного образования «Алые паруса» в Новосибирске в 2016 году. Ребята читали «Федорино горе» Корнея Чуковского. Это и стало началом творческого пути.
А дальше, как говорится, понеслось: учёба и конкурсы, конкурсы и учёба. На репетиции уходило много времени. «Пришла в пять, ушла в восемь», – вспоминает с улыбкой на лице, но с едва уловимой усталостью в голосе.
В портфолио у Насти накопилась целая стопка грамот и дипломов. Уже через год после первого выступления она стала лауреатом второй степени в третьем открытом региональном конкурсе самодеятельных чтецов «Вдохновение», в прошлом году – лауреатом первой степени в международном фестивале-конкурсе «Жар-Птица России» и во втором областном конкурсе чтецов «Победа в сердце каждого живёт». В последнем же удалось взять и гран-при – признаётся, что это одно из самых ярких достижений:
– Это было, естественно, очень приятно, я уже пять лет занималась на тот момент, так что это прямо личная победа. Было ещё здорово получить впервые лауреата первой степени, примерно за год до этого, но это был онлайн, и я не так хорошо прочувствовала.
Вот «живая» победа – это непередаваемо. Сейчас у девушки накопилось больше двадцати различных наград. Впрочем, вспоминать приятно не только награды и не только масштабные события – с упоением, например, рассказывает, как вместе с другими ребятами участвовала в местных рождественских театральных постановках.
Во время репетиции кто-то смеётся, шутит, и один такой прогон мог занять два часа, а потом надо было прогонять снова, потому что в первый раз недостаточно хорошо получилось. Но, кажется, никто ни о чём не жалел.
Такого рода выносливость пригодилась и при подготовке к церемонии награждения, когда уже готовилась получать стипендию – за участие во всевозможных мероприятиях, победы в конкурсах, успехи в творческом коллективе. Но началась подготовка гораздо раньше. В конце прошлого учебного года, в мае, Насте сообщили, что одобрили её кандидатуру. Началась беготня с бумажками: взять характеристику из школы, собрать все накопившиеся грамоты, копии личных документов вроде свидетельства о рождении…
Будто нарочно это совпало с наступлением лета и ролью вожатой в детском лагере дневного пребывания. Но, в конце концов, все необходимые телодвижения были сделаны – а потом всё затихло, и до ноября никто об этом не вспоминал.
В середине ноября – поездка в Новосибирск, на церемонию награждения. Несколько раз репетировали, как ребятам выходить из-за кулис, как стоять на сцене, куда смотреть, как принимать награду – как будто очередной конкурс, и за правильное выступление полагаются отдельные овации.
– Сначала всё это было для меня мукой, – делится Настя, – и летом, из-за документов, и на вручении, из-за всех этих заморочек. Но потом, конечно, потихоньку эмоции меня догнали. Домой мы приехали поздно. Родители в ватсапе делятся новостями, им все пишут, поздравляют, а тебе никто не пишет, потому что ты никому и не рассказала и просто сидишь такая сонная, уставшая и довольная. Да и после этого я ещё какое-то время ничего не говорила одноклассникам. А потом, когда ВКонтакте появилась про меня новость, все, конечно, начали спрашивать. Самый популярный вопрос был: сколько платят?
Отмечает, что тратить деньги сейчас не хочет и решила откладывать на будущее – однозначно пригодятся при поступлении в вуз. Само по себе будущее пока туманно, да и спешить некуда: решила оставаться в школе до 11 класса и размышляет над разными вариантами, куда потом поступать.
Важнее – настоящее. Пока это просто учёба, из-за которой с репетициями на время пришлось притормозить. Удаётся продолжать участвовать в онлайн-конкурсах благодаря большому количеству материала, записанного во время пандемии, когда очные мероприятия были под запретом. А отвлекают от учёбы теперь новые хобби – чтение (из любимого – «Капитанская дочка», Маяковский и японские детективы, а среди нелюбимых на первом месте – Лев Толстой с его километровыми предложениями) и кулинария.
Но по-своему неожиданным оказалось то, что человек, со стороны создававший впечатление ярко выраженного гуманитария, в число любимых предметов записал физику, на которую и подумывает делать упор при поступлении. Бывает, что от таких решений потом всё-таки отказываются в пользу искусства – но, может быть, в будущем научное сообщество ждёт прорыв благодаря молодому талантливому учёному? Так или иначе, Валентина Глебовна уже начинает грустить, предвкушая расставание, и продолжает активно набирать к себе в «Родничок» новых ребят – мало ли кому ещё губернатор захочет стипендию назначить.
КСТАТИ
Губернаторская стипендия – это регулярная выплата, предназначенная для школьников и студентов, получающих профессиональное образование, которые достигли определённых успехов и, по мнению комиссии, заслуживают материальной поддержки. Стипендию назначают или отдельно (школьникам), или как добавку к обычной академической (студентам) на один год.
Фото из личного архива Насти Улихиной.