Педагог Черепановского педагогического колледжа рассказал о своих увлечениях, отношениях со студентами и самой страшной участи для учителя

Владимир Павлович Фомин из тех людей, на кого посмотришь и  сразу понимаешь, что перед тобой стоит педагог. И не  ошибёшься. Сегодня его знают как преподавателя истории и  общественных дисциплин в педагогическом колледже, а общий  рабочий стаж уместил в себе и множество других дисциплин:  географию, философию, экономику, право и даже физику с математикой. В этом году у него целых три крупных повода для приятных эмоций. Во-первых, ещё свежо в памяти недавнее собрание трудовых коллективов и общественности, где  Владимир Павлович был награждён почётной грамотой главы района, а во-вторых, на подходе целых два юбилея: 24  марта ему исполняется 65 лет, 35 из которых он работает в  педагогическом колледже. Оглядываясь на свой жизненный  опыт, преподаватель охотно рассказывает о полезных  увлечениях, не всегда простых отношениях со студентами и  самой страшной участи для любого учителя.
? В детстве, размышляя над вопросом «кем хочу быть, когда  вырасту», к каким Вы приходили ответам? Было ли что-то  максимально далёкое от преподавания?
– Да, я с детства мечтал стать лётчиком. Ну, понятно, это  распространённая детская мечта такая. Но потом… У меня были  очень хорошие учителя, которые быстро заложили любовь к  истории, к общественным дисциплинам. Детская мечта прошла,  и где-то в 7-8 классе я уже об этом не думал. В общем,  определился быстро.
? Во время учёбы Вы были примерным учеником и студентом? Чем увлекались?
– Нет, увы, примерным учеником не был. Читал действительно  очень много, это была моя любовь. Но в остальном – да,  прогуливал пары и всё такое. Как и все студенты, любил отдохнуть. А увлекался очень футболом, играл за сборную института. Помню, обыгрывали ребят из НГУ, хотя там  лоси были, дай бог. До сих пор эта любовь у меня осталась. Сейчас возраст уже не тот, но всё равно иногда и в спортзал хожу.  Шахматы очень люблю тоже со студенчества. Играю через  приложение в интернете со случайными пользователями, да и  так, в жизни, у меня есть товарищи, с которыми регулярно  играю.
? Насколько знаю, Вы человек семейный. Как познакомились с  женой, тоже в студенчестве?
– Да, Анжела работала в книжном магазине. Я часто там бывал, а  книги были в дефиците тогда, но я что-то для себя всё равно  находил. Она так и спросила: «А что Вы здесь берёте?» – с этого  началось наше общение. Мы оба были ещё студентами, я  приезжал в Черепаново на практику, работал в райкоме  комсомола, это было на первом этаже здания администрации.  Книжный магазин был напротив Дворца культуры. Так как она  окончила книготорговый техникум в Новосибирске, у нас были  общие темы, мы оба увлекались литературой, читали одни  книги. Потом она заочно окончила торговый институт (сегодня –  Сибирский университет потребительской кооперации), сейчас  работает в электросетях экономистом.
?Говоря о Вашей профессиональной жизни, сложно не обратить  внимания, что Вы преподавали очень много разных предметов, в  том числе совсем не гуманитарных. Как так получилось?
– Это я тоже связываю с любовью к чтению. Из отечественных  авторов люблю Бунина и Куприна, из зарубежных – Эдгара По,  О. Генри. Но читаю не только художественную литературу, но и  социологическую, философскую – в общем, научного характера. Естественно, это мне помогает. В общем, считаю, что у меня  были очень хорошие учителя, которые дали хорошее образование и помогли расставить приоритеты. Понятно, что  учитель сам должен постоянно учиться. Если он не учится, не  читает, не пополняет свой багаж знаний, то он может умереть  как учитель.
? Оглядываясь на годы преподавания, можете ли выделить  какие-то особенно запомнившиеся Вам истории или случаи,  связанные с работой?
– Да, в девяностых я участвовал в археологических раскопках в  Чановском районе. Их проводил Вячеслав Молодин – доктор  исторических наук, археолог. Раскапывали курганы, они в  основном были разграбленные. Курган сам по себе большой, в  середине делают ров, выходят на лицо погребённого человека. А  были раньше такие обычаи: если человек богатый, на лоб ему  клали изделие серебряное или золотое. Мы детально описывали,  какие орудия труда, какие предметы быта, какие  изделия.
Много чего интересного находили. Допустим, вот даже охра, краска, – судя по всему, косметическая, то есть можно увидеть, как красились женщины, жившие до нашей эры. Захотелось посмеяться, я закопал свою флягу с водой, а потом кричу, хвастаюсь, что нашёл что-то.
Бывают и неприятные случаи, причём порой удивительно  мелочные. Однажды мне позвонил парень, представился братом  моей студентки, говорит, что родители у них пьющие, а он вот  присматривает за ней. Спрашивал про её успеваемость. И потом  однажды он мне звонит пьяный и угрожает всякими  нехорошими последствиями за то, что я, по его мнению,  несправедливо отнёсся к студентке. Потом я узнаю, что это и не  брат её, а какой-то друг или парень. Ничем грандиозным это не  закончилось: сказал ей на следующий день, что сниму его угрозы  из разговора и напишу заявление. Не успел сказать – он  мне уже звонит, извиняется. Естественно, я не хотел писать  заявление, но чтобы как-то защитить себя, вот таким образом  поступил. Другое дело, что неприятно это всё.
?Хорошо, что это единичный случай. А обычно как складываются отношения со студентами – больше деловые, или  дружите?
– В последние годы сложилось так, что я преподаю на первом  курсе и на четвёртом. На первой паре я всегда говорю: очень  хочу, чтобы в конце нашего обучения мы стали друзьями. И вот я  выпускаю первый курс, они идут дальше, а потом часто меня  спрашивают: Владимир Павлович, а Вы когда у нас будете преподавать? На четвёртом курсе говорят, что рады вернуться ко мне. Мне, конечно, это очень приятно, и я это ценю.
? Есть ли какой-то плохой совет, который Вы могли бы дать  студентам? Имею в виду что-то такое, чего вроде бы не должен  советовать учитель, но Вы на своём опыте понимаете, что это им  помогло бы.
– Я велосипед не изобрету, если скажу, что первый год ты работаешь на зачётку, а потом – наоборот. Вот об этом я иногда напоминаю: важно уметь вовремя расслабиться, а то можно и перегреться. Ещё всегда советую ловить удачу, это очень важно!
?А как её поймать?
– Я думаю, что в жизни человеку даётся несколько случаев, когда  он может глобально повлиять на свою судьбу. Любимого  человека не упустить, работу хорошую, возможность как-то  материальное положение улучшить. Тут должно быть какое-то  наитие, чтобы человек понял: это то, что ему нужно. Или смог  избежать чего-то, пока не поздно. Важно не упускать такие поворотные моменты.
? Как собираетесь отпраздновать предстоящий юбилей?
– Хотим отметить в колледже с коллегами. Готовлю немножко  такой театрализованный вечер, некоторые из бывших выпускников подключились мне помочь. Готовлю конкурсы.  Ещё стихотворение хочу прочитать в ответ на поздравления. Ну и  дома с родственниками тоже посидим, конечно.
?А вообще на будущее какие планы?
– Я ещё окончательно не решил, но, возможно, поработаю ещё  два-три года и уйду на пенсию. Я просто понимаю, что когда-то  это должно же закончиться – преподавание. До недавнего  времени я мог сказать, что мыслю как студенты, «на одной  волне» с ними. Но сейчас уже всё-таки чувствую себя совсем  другим, человеком другого поколения не только в плане  возраста: другие взгляды, идеалы. Да и приоритеты другие, надо  уже и здоровьем заниматься. На пенсии буду путешествовать. Много ещё мест, где я не был. Например, бывший Советский  Союз весь объездил, а на Байкале при этом ни разу не побывал.  Надо навёрстывать.
Фото автора.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: