Хороший у нас был дом в Ракитах! Уютный, светлый… А какие резные наличники украшали окна! Долго потом по ним скучала…», – бабушка Ира улыбается задумчиво. Теперь мало кому придёт в голову считать особенным домик из двух комнат, в котором одна считалась горницей, вторая – кухонькой. Но здесь жили, росли, трудились, рождались дети – и все были счастливы.
Особенно счастливым выдался день 9 мая 1945-го. Звенела весна. Заканчивался учебный год в маленькой сельской школе. В классе сидели разновозрастные ракитовские ребятишки, среди них – она, Ира. Заканчивалась война, четыре года без жалости бравшая от народа самое дорогое – человеческие жизни. Надежда, что всё закончится, уже не просто теплилась – витала в воздухе, давая новые силы. На Великой Отечественной без вести пропал родной Ирин брат…
Кто-то крикнул: «Почтальонка приехала! Говорит: конец войне! Победа!». Ребята вскочили, класс мгновенно опустел. Все рванули к письмоноске, чтобы лично услышать такую долгожданную весть. Среди толпы ребятишек бежала Ира. И не вспоминала, что у неё сегодня ещё день рождения…
Всегда быть полезной и никогда ничего не бояться научила жизнь. Чем только не занималась с юности, когда перебралась родительская семья из Ракитов в Ярки! Малая деревенька Ракиты, где родилась, ютилась с Ярками по соседству. Было в ней две улицы, но не имелось рядом воды. Поэтому во время укрупнения хозяйств, когда сельхозпроизводство активно развивалось, государство по понятным причинам сделало ставку на Ярки – здесь есть речка. А Ракиты исчезли с карты Черепановского района. Но в сердце Ирины Ивановны как малая родина, где прошло детство, хранятся крепко. А пахать, боронить, доить – быть полезной – где угодно можно, правда? Она и старалась. Не может Ирина Ивановна Пчела без дела!
И теперь в 90 бабуля живёт одна, со многими работами в своём сельском доме управляется, часто не дожидаясь дочери Лиды, которая обосновалась неподалёку. Перебираться к кому-то из детей пожилая женщина не спешит – привыкла и хочет быть сама себе хозяйкой, ни для кого не обузой.
Да и какая с улыбчивой, энергичной бабушки Пчелы обуза? Она во двор за дровами частенько специально ходит сама, чтобы не засиживаться. И читает без очков. И телевизор смотрит, отдавая предпочтение программам с жизненными историями да хорошими, душевными песнями.
На одиночество жаловаться некогда. В семье выросли четверо детей. У них – 9 внуков, у тех – 20 правнуков, подрастают двое праправнуков… Все любят послушать бабушку Иру. А рассказчица она отменная, да и есть что вспомнить.
В юности послали её раз с другими девчатами в лес за дровами для общественных нужд. На конях, само собой. Да попали они в такую метель – света белого не видно, только ветер и снег! До деревни далеко, а погода, чувствуется, меняется: идёт на смену метели жгучий мороз. Одеты дровосеки были так себе – в середине прошлого века в изобилии той одежды не имелось, всякий слышал о нуждах послевоенного времени. Две девушки ушли вперёд помощь звать. А Ирина с подругой пробираются сквозь непогоду, лошадей берегут, держат под узцы. Но не выдержал и гужевой транспорт: распряглись лошади да исчезли в темноте. Страшно девчатам, но духом стараются не падать – песни поют. Вокруг тьма и вой ветра. Где они – не узнают в ночи тех мест.
Вдруг из метели – мужик! Глаза прибавил, рот от удивления открыл. Оказалось, переписчик идёт из родного села, сделал своё дело. Значит, близко до Ярков. Следом, как в кино, их бригадир: лошади явились, а работниц нет! Встревожился мужик, пошёл искать. Так счастливо для них всё закончилось. Живы остались. В порядке и дрова: топливо потом из леса вывезли. А всё благодаря песне и правилу – никогда ничего не бояться. Человеку такое по силам, чего он сам не ведает.
Эта история из юности осталась в памяти Ирины Ивановны Пчела навсегда. За девять десятилетий, прожитых на свете, всякое бывало. Шустрая, бойкая, рассудительная Ирина счастливо вышла замуж. Красива была, косы – в руку толщиной! Вот и портрет супругов всегда перед глазами – светится радостью семья. О том, что любили они друг друга крепко, искренне, лучше всего расскажут дети. Отец, хотя и почти неграмотный, был добрым, умным человеком. Никогда не пил и не курил. Механизатор, вечный помощник в делах односельчанам, стоило тем только попросить. Ребятишки мало видели папку дома. Доходило до того, рассказывают, что сын Боря клал коврик прямо у окна – чтобы услышать отцовский трактор, как только закончатся его дневные труды… Ирина Ивановна Пчела – человек по-настоящему счастливый. От земли старалась не отрываться, с неё и кормились. Всё у неё споро, но с обязательным толком, чувством, с расстановкой.
Торопилась бабушка Пчела только на работу. С одним желанием – хорошо её сделать. Трудилась она в зрелом возрасте на ярковской ферме, заботилась о молодняке. На работу ездила на велосипеде. Чтобы быстрее было. Обычно мчит Ирина Ивановна, не оглядывается! Как-то видит – знакомый машет руками: мол, стой. Подъехала, встала, оглянулась… А за великом бежит ягнёнок – её «воспитанник»! Никак не хочет расстаться с «человеческой мамой», до самого села сопроводил. Смеялись тогда, конечно, долго. Но знали односельчане на полном серьёзе: лучше работницы, чем Пчела, ещё поискать!
А ведь мычал, блеял, кудахтал, гоготал, ожидая заботы и собственный двор, всегда полный хозяйства. Успевала. Казались эти звуки однозначно правильными, нужными, дорогими сердцу: разве можно жить в деревне и не держать корову, овечек, кур?! Ирина Ивановна смотрит пытливо – изменились времена, но её преданность земле, тяжёлому крестьянскому труду неизменна. Так обязательно приходит на смену холодной зиме ласковая красавица весна. Так устроен мир. И май обязательно празднует победу. В её случае уже девяностый раз.
Фото автора.