«С наскока мою должность не взять»: главный технолог рассказала о рабочих буднях

Сбылась мечта о белом халате

Иногда бывает сложно представить себе человека, всю жизнь посвятившего одному делу. Это принято называть призванием, но, возможно, уместнее будет слово «талант», просто потому что оно ближе к определению творческого человека, а пропускать любимое дело через себя, чувствовать, как оно откликается в тебе, – чистой воды творчество. В числе таких людей – Ольга Николаевна Жданова, главный технолог завода керамических изделий «Универсал». Отработав на заводе сорок лет, 28 апреля она ушла на заслуженный отдых, а перед этим ещё раз оглянулась на рабочие будни и поделилась накопившимися впечатлениями.

 

– Расскажите о своей работе: как Вы сюда попали и чем занимались все эти годы?

– Я приехала сюда вместе с одногруппницей по государственному распределению в 1983 году, после окончания Новочеркасского политехнического института. Мне было 22 года. Отработали с подругой технологами положенные три года, и она уехала, а я решила остаться здесь. Главным технологом я стала в 2005 году. Тогда уже открылся ЗКИ «Универсал», каким мы его сейчас знаем, из старого остались только помещение и печь – всё остальное убрали. Гипсовые формы установили новые, и мы начинали производить продукцию только литьём в гипсовые формы на ручных стендах, глазуровали полуфабрикат способом окунания в глазурь и частично напылением. Так как печь старая, мы выпускали всего 30 тысяч изделий в месяц – для сравнения: сегодня 100 тысяч, бывает и больше. Но собственник вкладывал много денег в модернизацию производства: вместо ручного окунания перешли на глазурование аэрографами, потом поставили глазуровочный конвейер, потом роботизированные установки  появились. В 2008 году поставили первую машину для литья смывных бачков, и литейщик уже занимался только обработкой, снизилась нагрузка и повысилась производительность. Вот это самое освоение новых машин, начиная от литья и заканчивая выходом готовой продукции, – этим и занимаются технологи. Мы разрабатываем новые технологические процессы, чтобы получить более качественную продукцию с меньшими потерями. Такая работа регулярно заставляет тебя чему-то учиться. Завод модернизировался, мои знания повышались вместе с ним.

– Когда Вы только пришли работать на завод, насколько тяжело было адаптироваться к работе?

– Было во всём тяжело. На производстве тогда шёл сплошной брак, пока не наладили работу лаборатории. Так что было очень сложно не только из-за отсутствия опыта, но и по объективным причинам. Когда начали покупать более дорогое, качественное сырьё, стало полегче, конечно. А вообще, просто обучение в институте превратилось в самообучение: приезжают специалисты, запускают новое оборудование, тебе рассказывают азы, а дальше уже сама.

– Можете сказать, что в итоге нашли себя здесь? Ни о чём не жалеете?

– Да, я определённо нашла себя. Я просто этому училась всю жизнь, так что теперь эти знания – часть меня. Правда, могло быть и по-другому, в детстве я мечтала стать врачом. Белый халат в результате всё равно надела, но это не единственное сходство, как мне кажется: врач так же осматривает человека, делает анализы, по результатам определяет, чем болен пациент, какое назначать лечение. А мы смотрим на изделие и видим, например, что оно получилось треснутым. Определяем, отчего эта трещина, и тоже ищем, как это «вылечить». Это очень интересно, так что о смене профессии думать не приходится, да и времени нет на такие размышления. Скучать, в общем, некогда.

– Чем, кроме таких «лечений», наполнено Ваше рабочее время настолько, что для скуки не остаётся места?

– Это связано с регулярным внедрением чего-то нового. Сначала, когда только запустили завод, подбирали новые виды сырья. Определились, наступила некоторая стабильность. Потом начали устанавливать литьевые машины – это опять очень сложный и долгий процесс: машину поставили – надо отработать технологию обработки, изготовления. Одну машину установили, снова стабильность наступила, потом следующая машина – новые сюрпризы. Работу технолога на две части можно разделить: одна – контролировать текущий технологический процесс, соблюдение регламента, а другая – внедрять новые виды сырья, изделий, оборудования. Непрерывный процесс совершенствования и погоня за развитием технологий.

Да и день у меня обычно насыщенный. С утра надо обойти весь завод, все участки осмотреть, проверить итоги работы за сутки. Потом внушительная часть дня проходит в кабинете за заполнением документации. Где-то полдня хожу по участкам, полдня сижу в кабинете. Раньше без телефонов было ещё сложнее: вместо того чтобы отправить сообщение сотруднику, приходилось идти искать его. А его и на месте нет, потому что он тоже ушёл кого-то искать.

– Если сравнить всю эту беготню с теми годами, когда Вы никем не руководили, а только работали руками, – что из этого оказалось сложнее или интереснее?

– Тут я Вас ничем не удивлю, всё банально: чем больше людей работает над одним делом, тем сложнее, чтобы всё получилось так, как ты хочешь. Это ощутимо всё усложняет, даже бывают конфликты с подчинёнными. Я стараюсь ни на кого особо не ругаться, но, наверное, я всё-таки тот тип руководителя, который хочет каждую мелочь держать под контролем. В последнее время, когда ещё больше расширились объёмы производства, так уже не получается, но всё равно я стараюсь про всё знать сама, знать не меньше своих подчинённых. Мой принцип – тотальный контроль. Правильно это или нет – вопрос философский, но метод действенный.

– А когда сами были простым технологом, у Вас был такой же руководитель?

– Тогда была другая структура, было три отдельных производства, а сейчас хоть и многоплановое, но одно. Объективно сравнить из-за этого не получится, но фактически меня в своё время контролировали гораздо меньше. Вот сейчас я уйду на пенсию, на моё место придёт Екатерина Юрьевна Пан – лучше будет сравнивать её со мной, потому что внешние условия будут похожи.

– Вы будете рады видеть на своём месте именно этого человека?

– Да, у Екатерины Юрьевны очень разноплановый опыт: некоторое время она работала в лаборатории, потом была мастером на участке, потом стала технологом, затем моим заместителем, а теперь готова заменить меня. Замом она работает уже второй год, всё это время я потихоньку её обучала: с наскока мою должность не взять.

– В эту пятницу у Вас последний рабочий день. Планируете провести его как обычно или как-то по-особенному?

– Как обычно уже не получится, но и чего-то грандиозного не готовлю. Соберу коллектив, своих технологов, попрощаюсь с ними. По пятницам у нас планёрка, соберутся все основные руководители, и я сейчас как-то стараюсь осознать, что это моя последняя планёрка будет. Постараюсь её запомнить.

– Жалко уходить, или больше всё-таки чувствуете облегчение?

– Уже с годами накопилась усталость, поэтому облегчение однозначно преобладает. На работе в любом случае останутся дела, не доведённые до конца, но их уже возьмут на себя другие, а я хочу теперь уделить время себе. Займусь садом и огородом. Очень люблю читать – историческую литературу, детективы, – но времени на это никогда не было, а теперь наконец-то появится. Съезжу на родину, в Ставропольский край, к родственникам. Да и просто отдохну, в конце концов.

Фото автора.

26 апреля.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: