Число мошенничеств в последние годы значительно возросло. Злоумышленники сегодня не хотят рисковать, совершая кражи, грабежи и тому подобное. В век мобильной связи и интернета «заработать» можно легче, играя на доверчивости некоторых граждан.
Мы каждую неделю рассказываем вам о том, как действуют преступники, как именно обманывают людей (что говорят, какие действия побуждают провести). Однако, граждане продолжают «попадаться» на их хитрые уловки.
Сегодня мы хотим разобрать один пример. Жительнице нашего района позвонила неизвестная женщина. Звонившая знала её имя и отчество, представилась сотрудницей Управления МВД России по г. Москве, сказала, что с использованием ее документов производятся мошеннические действия (какая-то гражданка переводит денежные средства на Украину с принадлежащего ей счета). Якобы сотрудники МВД узнали об этом из поступившего к ним заявления из Центробанка. «Дознаватель» припугнула доверчивую гражданку тем, что «если она расскажет кому-либо об этом разговоре, то ей грозит уголовная ответственность за разглашение информации, так как ведется расследование уголовного дела и она является по данному делу подозреваемой». Задумайтесь, пожалуйста, каждый человек имеет право на защиту. И рассказать о случившемся своим близким, привлечь адвоката – он имеет право.
Дальше — интереснее. «Дознаватель» сообщила, что с женщиной свяжутся сотрудники Центробанка России и положила трубку. Как вы думаете, есть ли до подобных звонков дело сотрудникам Центробанка России? Почему бы из Правительства не позвонить? Возможно пугает тот момент, что деньги переводят на Украину, но даже это не повод звонить гражданину лично сотрудникам Центробанка.
Через некоторое время женщине вновь позвонили уже с другого абонентского номера, снова женщина – «сотрудник внутри банковской службы безопасности Центрального Банка России отдела по борьбе с мошенничествами». Только представьте уровень звонка! Эта «сотрудница» сказала, чтобы сохранить деньги, которые имеются на счете, необходимо снять их часть по программе сохранения денежных средств. Далее потерпевшую переключили на сотрудника ФСБ. Вновь начались запугивания. Теперь уже мужчина стал говорить о том, что в отношении женщины возбуждено уголовное дело, ей грозит уголовная ответственность, если она не будет сотрудничать со следствием, то ей грозит «реальный» тюремный срок. Сотрудничать нужно с ним и с «сотрудником» банка, которого к гражданке «прикрепили», выполнять все указания. Запугали? Наверное да! Но, снова подумаем: сотрудник ФСБ по телефону угрожает «реальным» тюремным сроком. Почему все по телефону? Если уж сотрудникам ФСБ нужно, они вряд ли будут в таком режиме общаться, тем более по телефону!!!
Вновь к разговору подключается сотрудника службы безопасности, начинаются расспросы: в каких банках у гражданки имеются счета и на какие суммы. Дала «указание» снять часть денежных средств и положить на резервный счет. Женщина сообщила все о своих счетах, деньги сняла и перезвонила «сотруднице» Центробанка, чтобы узнать, на какой счет положить. Выяснилось, что необходимо скачать специальную программу. Потерпевшая все выполнила, ввела данные счета, которые продиктовала «представитель» Центробанка, поднесла свой телефон, на котором была открыта скачанная программа, к банкомату и ввела продиктованный код. Открылся отсек для приема купюр, куда наша доверчивая землячка положила свои денежки. На этом «сотрудница» не остановилась. Она позвонила нашей «подозреваемой по уголовному делу» и попросила направить ей фото чеков и удалить скачанное приложение.
И развязка. Потерпевшая в течение всего вечера того же дня пыталась дозвониться до «сотрудницы», но ей никто не отвечал. И тут пришло осознание – обманули…
Проанализируйте, пожалуйста, сколько времени женщина потратила на разговоры, скачивание программы, снятие и перевод денег? Не один час. Да ей угрожали, да звонили «представители» таких ведомств, что страшно подумать. Но почему ни разу не закралось сомнение? Почему? Почему не перезвонить в Центробанк по официальному номеру, который легко найдете в сети Интернет, он круглосуточный и звонок бесплатный? Почему незнакомой женщине рассказали все о том, где имеются счета, сколько на них денежных средств?
Скажем проще. Я звоню неизвестному мне человеку и говорю «я сотрудник такого-то министерства, Вы финансируете действия нарушителей российского законодательства, за это будете «сидеть в тюрьме», но, чтобы не «сидеть» переведите деньги вот на этот счет».
Если вы, уважаемые граждане, в действительности не переводите в данный момент деньги, не оформляете в данный момент в г. Черепаново или г. Москва, не важно, кредит или тому подобное, ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕВОДИТЬ КУДА-ТО СВОИ ДЕНЬГИ!? Даже если вы боитесь за их сохранность на карте, снимите, но зачем неизвестно куда переводить?
Мы хорошо понимаем, что граждане в определенных ситуациях теряются, но, проанализировав даже этот пример, надеемся, в будущем вы не будете настолько доверчивы. Позвоните в полицию, расскажите о таком звонке. Сотрудники органов внутренних дел доходчиво объяснят, что это звонят мошенники. Если не в полицию, позвоните другу, родственнику, они, думаю, тоже смогут вас успокоить. А разговоры с подобными «представителями» не нужно даже начинать, просто кладите трубку. Если надоедают, говорите, что уже сообщили о случившемся в правоохранительные органы, наверняка отстанут.
Люди, активно преступающие закон, так или иначе получат свое. И вряд ли чужое горе принесет им бесконечное счастье. Только и вы сами не добавляйте себе забот и не лишайте себя сбережений, а нередко и последних финансовых средств.
Н.С. Пасынкова, начальник штаба Отдела МВД России по Черепановскому району подполковник внутренней службы.
(Материал подготовлен по информации, предоставленной отделом уголовного розыска Отдела МВД России по Черепановскому району)