Проблемы автомобильных дорог и транспортного обслуживания населения обсудили депутаты Законодательного собрания с коллегами из районов и городских округов региона
В заседании Совета по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления, состоявшемся в посёлке Краснозёрское, приняли участие губернатор Андрей Травников и председатель Заксобрания Андрей Шимкив.
Как отметил в докладе министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский, за пять лет отремонтировано 1200 км автодорог местного и более 1300 км – регионального и межмуниципального значения.
Если на начало реализации госпрограммы «Развитие автодорог Новосибирской области» объём финансирования составлял 7,4 млрд рублей, то за 2022 год оно увеличилось в 4,5 раза – до 33,4 млрд. Объём субсидий на финансирование строительно-монтажных работ на автодороги местного значения за пять лет увеличился в два раза – до 7,9 млрд рублей.
Именно местные дороги были в центре внимания участников заседания. «Озабоченность жителей состоянием дорог стоит на первом месте среди других вопросов жизнеобеспечения в сельских районах области», – обозначил уровень проблемы председатель Совета депутатов Барабинского района Евгений Бессонов. Он привёл статистику: в районах области всего 11 тыс. км дорог. Из них 4,8 тыс. км, или 44%, – грунтовые. При этом от общей суммы дорожного фонда области, составившего в 2022 году 33 млрд рублей, в качестве субсидии в муниципальные районы направлено 2,7 млрд руб., или 8%, дорожного фонда.
Необходимо увеличить финансирование местных дорог, высказал он общее мнение: «Хорошие дороги очень важны для сельских жителей. Не для того, чтобы убежать по ней в город, а для того, чтобы съездить в город, в областной центр, посетить театр, привезти свою продукцию на столы горожан и с удовольствием вернуться домой по хорошей дороге».
Необходимо, считают председатели советов депутатов, внести изменение в госпрограмму по повышению безопасности дорожного движения. Важно сокращать количество грунтовых дорог в населённых пунктах, строить тротуары, автобусные остановки и линии освещения. Острой проблемой остаётся разработка проектно-сметной документации.
Неслучайно общее предложение совета – рассмотреть возможность создания единой государственной проектной организации для подготовки проектно-сметной документации и прохождения государственной экспертизы.
То, что бюджетные вложения в строительство дорог за последние годы удвоились, – факт. Но не всегда это строительство – качественное. «С одной стороны, жители благодарят за сделанные щебёночные дороги, это, конечно, лучше, чем грунтовка. Но, с другой, люди жалуются, что задыхаются от пыли, – поднял важную для жителей проблему депутат Игорь Умербаев. – Надо найти вариант, как снизить пылеобразование!».
Здесь же, в ходе заседания, специалистам профильного министерства было поручено изучить возможности новых технологий, которые позволят снизить уровень пыления на сельских дорогах.
Председатель комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко отметил, что сезон дорожных строительных и ремонтных работ в этом году начался по-иному: «При формировании бюджета все понимали, что в бюджете на три года заложены деньги. Никогда такого не было – ТУАД на 10 апреля был полностью отконтрактован. К сожалению, в районах не всё получается.
Из-за задержек работ дорожники сталкиваются с удорожанием и нехваткой материалов». Председатель Законодательного собрания напомнил о путях пополнения муниципальных дорожных фондов: «Вопрос – и в оформлении дорог. Если дорога не оформлена, то и акциза нет. Ставьте эти вопросы на сессии, добивайтесь их решения с главой. Как финансирование дорог, так и проведение дорожных работ, организация транспортного обслуживания – дело комплексное.
Давайте на местах будем лучше работать над этим вопросом», – призвал председателей районных советов депутатов Андрей Шимкив.