Историю некогда единственного в Черепановском районе, ныне исчезнувшего пионерского лагеря, собрал школьник

Зелёному лагерю быть!

Как известно из воспоминаний бывших пионеров, лагерь в Ново-Шмаково (так раньше писалось название деревни) был построен в 1958 году. Подтверждение этому я нашёл в статье «Пионерское лето» в газете «Красное знамя» (в то время так назывались «Черепановские вести») за 12.07.1958 года. И. Ильин (Илья Замараев – прим. ред.) писал: «В трёх километрах от деревни Н-Шмаково, в бору, недалеко от речки есть красивая поляна. Здесь и вырос пионерский городок. «В нём будут отдыхать более ста ребят», – говорит начальник лагеря Я. Я. Морозов». А позже, 18.07.1958 года была статья И. Дударева «Пионерский лагерь». Читаю: «В нынешнем году пионеры нашего района будут иметь свой лагерь, где они могут отдыхать с июля по сентябрь. В строительстве лагеря большую активность проявили многие руководители совхозов района. К ним можно отнести директора Майского свиносовхоза И. Одарича, Карасёвского – Л. Сокольникова, Мильтюшинского – С. Пономарёва, зверосовхоза – В. Ададурова». Документы же, подтверждающие появление пионерского лагеря, в Черепановском архиве не сохранились.

Впервые в газете «Путь к коммунизму» («Черепановские вести») от 07. 07.1977 года в статье Н. Мжельской «Один день в «Зелёной республике» упоминается о том, что лагерь носит имя Героя Советского Союза, прославленного черепановца  – И. Ф. Спирякова, до этого во всех публикациях он назывался просто «пионерский лагерь». Н. Мжельская пишет: «…обратила внимание на надпись «Пионерский лагерь им. И. Ф. Спирякова». Когда был переименован лагерь и почему взято имя именно Ивана Фёдоровича Спирякова, мной не установлено, архивных данных нет, опрос бывших пионеров ответа не дал.

Бессменным начальником Новошмаковского пионерского лагеря с 1981 по 1986 годы стал Альберт Николаевич Попов. Наталья Павловна Попова была в 1980 году начальником лагеря, а старшей пионервожатой – с 1979 (по воспоминаниям Г. К. Переверзевой) до 1987 годы.

Из воспоминаний в детстве завсегдатая лагерной жизни, жительницы Черепаново, хорошо известной в районе активной жизненной позицией  Г. И. Шадриной: «Старшего воспитателя я знаю только одного – Наталью Павловну Попову! Она была генератором всей жизни лагеря. Неутомимая выдумщица, фантазёрка и демократка. Наталья Павловна сумела создать особую атмосферу в лагере, который не был похож ни на один другой. Программы пребывания в пионерских лагерях в 80-е годы были формализованными, но к Ново-Шмаковскому это никак не применимо. Заслуга в этом Натальи Павловны, которая поощряла утренние рыбалки, отрядные огоньки, большие хороводы вокруг костров, открытия – закрытия сезона, хождение босиком и т. п.».

 

Какие люди! Ну, и вещи…

Лагерь всё время менялся. Так 01.06.1968 года в газете «Путь коммунизму» в статье «Школьное лето» В. Алексеев пишет: «Был расширен лагерь, построены дополнительно два домика, проведено электричество по территории. Размещены плакаты, призывы, лозунги». А в 1984 году в статье «Взвейтесь кострами, синие ночи!» Н. Ершова сообщает, что «Шефы (прим.: завод «Автозапчасть») оборудовали спортивные и игровые площадки, столовую, кухню, пристроили веранды, сделали крытый навес для летнего театра. Неплохо помогают ПМК-578 и завод «Ферммаш».

По воспоминаниям бывших пионеров (С. А. Капицкая, О. Н. Казанцева, Н. А. Колесникова, О. Н. Буряк и др.), на территории лагеря были качели-лодочки, карусели для малышей, футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, теннисные столы.

В 1980 году в статье И. Петрова «Первый заезд» читаю: «Районная детская библиотека скомплектовала для отдыхающих лагеря передвижную библиотечку художественной литературы, насчитывающую 450 интересных книг».

Из статьи И. Галининой (Г. И. Гришуновой – прим. ред.) «Там, где сосны шумят» узнаю, что в лагере был душ для мальчиков и девочек, стиральная машина и сушилка, которой могли пользоваться дети. В пионерской комнате стоял телевизор. В конце 80-х строился крытый актовый зал – долго, несколько лет. Позже узнал, что актовый зал до конца (как было изначально задумано) так и не достроили, в конце 90-х лагеря не стало.

Новошмаковский лагерь стал родным не только детям, но и взрослым. Много лет подряд в лагерь ездили работать инструкторами, музыкальными руководителями, завхозами, медиками. Вот что я встретил в статье Н. Александровой «Мы – из пионерлагеря!» за 29.06.1976 года: «Ветеран лагеря, инструктор по плаванию А. В. Кошелев приезжает сюда уже 15 лет подряд». А 28.07.1984 года в статье «Взвейтесь кострами, синие ночи!» говорится: «Завхоз А. М. Волкова шестой год обслуживает пионерский лагерь».

Из воспоминаний Г. И. Шадриной: «Вожатский состав формировался из молодых педагогов, студентов или бывших лагерных «долгожителей». Работали вожатыми Зинаида Анатольевна Потехина, Татьяна Михайловна Галахова, Зинаида Алексеевна Мальцева».

Н. А. Колесникова рассказывает: «Я отдыхала в лагере с 1985 по 1988 годы. Много лет любимым и самым лучшим музыкальным руководителем (баянистом) был Евгений Иванович Костенко. Мы, дети, его обожали! «Чап-чали» и «Кукарачка» в его исполнении были хитами всех сезонов 80-х годов. Моими любимыми вожатыми навсегда остались две Оли – Ольга Анатольевна Галяпина и Ольга Ивановна Митюкова. Вначале 90-х мне посчастливилось работать с Михаилом Петровичем Дорогиным, Николаем Андреевичем Семейкиным, Шпедт Владимиром Викторовичем и Ириной Викторовной. А ещё у нас электриком работал добрейшей души человек – Александр Газенкампф».

 

Чего это вы тут делаете?

Традиции лагеря зарождались с момента его появления и многие годы оставались неизменными. Лагерь появился в 1958 году, а уже через год в статье «Пионерское лето» А. Петров пишет: «Много интересных дел в лагере. Пионеры уже побывали на экскурсиях, в походах по родному краю. Не менее интересно ходить за ягодами, грибами или же сидеть с удочкой в укромном местечке. Готовится концерт художественной самодеятельности. Юные футболисты тренируются на поле соседей – воспитанников детского дома. Никогда не пустует и волейбольная площадка».

Это и было зарождение традиций – спорт, творчество, любовь к природе. Г. И. Шадрина вспоминает: «Спортивная жизнь всегда была насыщенной. Особенно популярны были футбольные и пионербольные бои. В турнире участвовала команда вожатых. А если в смене проживал спортивный отряд, то турниры проходили особенно эмоционально».

А в статье В. В. Липченко («Путь к коммунизму» 29.06.1976 года) читаю: «Приезжали волейболисты из Мильтюшей, состоялась дружеская встреча». 19.08.1976 года: «Товарищеская встреча по футболу с командой ребят из Ново-Шмаково». Ребята соревновались с ровесниками из Огнёво-Заимки, Новошмаково, Татарки и других сёл. В лагере было много настольных игр, лото, шашки, шахматы. Любимой игрой детей и взрослых был пинг-понг.

Ещё одной традицией было воспитание уважения к подвигу народа в Великой Отечественной войне. Вот что говорит Г. И. Шадрина: «Обязательный подъём в 4 часа утра 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны и «Зарница» в этот день. Поход-переход к памятнику павшим в деревню Татарка, встреча с участниками войны. Так формировался патриотизм настоящий, без высокопарных слов, идущий от сердца». Подтверждение её слов я встречаю в статье «Идёт пионерское лето» за 26.06.1969 года, где упоминается, что было проведено немало интересных мероприятий и в том числе «возложение цветов к памятнику героям в селе Татарка». А в газете «Путь к коммунизму» за 1966 год («Солнце, воздух и вода») Л. Нечаев пишет: «У костра выступает Герой Советского Союза Семён Семёнович Шахматов. Идёт большой разговор о подвиге советского человека в годы Отечественной войны».

Проходили интересные встречи с участниками исторических событий, ветеранами войны и труда. 07.07.1961 года начальник лагеря М. Л. Миронич в статье «В районном пионерском…» пишет о том, что дети «ходили в деревню в гости к старейшему жителю села Татарка – Чуракову А. К.». Встречаю сообщение в статье Б. Евстигнеева «Прощай, пионерский лагерь!» за 09.07.1970 года о том, как в День мира участница Хасанских боёв Мария Минаевна Васькова рассказывала о своей боевой юности.

Одной из традиций лагеря были походы в Новошмаково. Г. И. Шадрина рассказывает: «Походы в кино в местный клуб носили светский характер, так как двигались мы не по дороге, а по поляне вдоль реки. Можно было в деревне забежать в магазин – прикупить конфет. А у клуба практически всегда на дороге лежали огромные поросята (для городских пионеров – просто поход в зоопарк!)».

Из воспоминаний Н. А. Колесниковой: «Неотъемлемой традицией в лагере было намазать пастой всех спящих. Ночью мальчишки прокрадывались в корпус к девочкам и мазали «Поморином», «Лесным бальзамом» и «Чебурашкой» всех, кто уснул не вовремя. Девчонки, чтобы не уснуть, рассказывали по ночам страшные истории. Сами придумывали, из года в год их пересказывали, «устрашали» и сами же их боялись, поэтому, когда мальчишки ночью заходили в корпус, девчонки оглушительно визжали от страха и потому, что это было весело. Некоторые «страшные истории» были обязательно связаны с нашим лагерем. Конечно, всё было придумано, но это было так важно для нас, потому что «именно у нас в лагере особая аномальная зона».

 

Дендриты, родник, кричалки и другие легенды

За лагерем находился обрыв – выход на поверхность отрогов Салаирского кряжа, внизу течёт река Улыбердь. Место очень красивое и опасное. На этом фоне много лет делались отрядные фотографии, и это тоже одна из традиций Новошмаковского лагеря. Из воспоминаний Г. И. Шадриной: «Отпечатки древних папоротников и оттисков веточек на камнях добывали у старого обрыва. Это было весьма опасно, обрыв всегда сыпался и притягивал к себе. Для вожатых существовало правило: детей на обрыв не пускать под любыми предлогами, но никто не возвращался домой без любимого камешка из Ново-Шмаково».

Н. А. Колесникова говорит: «На самом деле это дендриты. Дендриты – минеральные рисунки древовидной формы, которые появились в результате быстрой кристаллизации окислов марганца в трещинах между слоями горных пород. Рисунки, похожие на листья древних папоротников, можно увидеть на расколотых камнях. И все дети верили, что когда-то именно здесь ходили древние ящеры и жевали древние папоротники! Это ещё одна легенда нашего лагеря. Мы верили, что если взять домой камешек с папоротником, то обязательно вернёшься в лагерь. И у меня до сих пор хранится камешек из Ново-Шмаково».

Ещё одна традиция пионерского лагеря – заходить в столовую с кричалкой. Каждый раз она должна была быть новой. Например: «Раз – два! Мы не ели! Три – четыре! Есть хотим. Открывайте шире двери, а то повара съедим».

Из рассказов бывших пионеров я узнал, что в Новошмаковском лагере были особые памятные места, которые притягивали своей таинственностью (именно про них и придумывали легенды). Таким местом был родничок. Он бил на противоположном берегу Улыберди, рядом с мостиком, недалеко от скважины, из которой качали воду в лагерь. Считалось, что если три дня подряд пить воду из родника, весь год болеть не будешь.

Вода в лагерь подавалась по трубе, и дети умывались из общего умывальника. Утром возле него собиралась целая толпа, все толкали друг друга и обливались. А вечером, перед сном, вожатые заставляли мыть ноги холодной водой. Так проходило закаливание.

Г. И. Шадрина рассказывает: «Другим памятным местом были остатки старой мельницы (доски торчали из берега), которая когда-то находилась у обрыва. В этом месте река была бурной, и ходить туда без вожатых строго запрещалось. Это-то и притягивало к себе пионеров. А ещё были мостки – деревянные мостики на месте купания младших отрядов и омут – место недалеко вниз по течению, куда ходили в походы, на посвящение и купаться».

«А я запомнила свой первый сезон бесчисленным скоплением бабочек, пронырливых бурундуков и белок. Бурундуки пробирались к нам в корпус, не боялись и прыгали по тумбочкам и кроватям. Мы им носили хлеб из столовой, – вспоминает Н. А. Колесникова. – В дальних туалетах иногда жили летучие мыши. А один раз к нам на футбольное поле пришла лосиха с лосёнком – это было целое событие для всего лагеря».

Была ещё одна традиция – встреча отряда после смены. Спустя какое-то время после окончания сезонов – месяц или чуть больше – отряд собирался в Черепаново. На эти встречи приезжали и приходили те, для кого лагерь стал родным, а ребята стали друзьями. Из рассказов бывших пионеров я узнал, что некоторые из них дружат до сих пор.

 

Как жаль, что его больше нет!

В лагере помимо спортивных и настольных игр были игры на сплачивание отряда, на внимание, просто очень весёлые, которые ребята любили и потом увозили их домой и играли в них уже в своей школе и на улице. Эти игры называли «орлятскими», потому что их привозили пионеры из Всесоюзных пионерских лагерей «Орлёнка», «Океана» и «Артека». Такими играми были «У дядюшки Абрама», «У оленя дом большой», «Полнос-потолок», «Летит по небу шар», «Чайничек с крышечкой», «Джон-Браун-бой», «Глава-рамена-колена-пальцы».

В лагере всегда был музыкальный работник (баянист), приезжали отдыхать ребята, которые умели играть на гитаре. В начале 80-х годов (со слов О. И. Васильковой) был даже свой музыкальный коллектив.

Ребята в лагере пели хором и сольно, выступали на общих концертах и пели песни в отряде. Девчонки составляли «песенники» – блокнотики и тетрадки, в которых записывали тексты полюбившихся песен.

При проведении исследования я выяснил, что среди людей поколения 40-60 лет (коренного населения Черепановского района), многие могут сказать, что в детстве отдыхали в Новошмаковском лагере. Вот что в интервью сказала Г. И. Шадрина: «Лагерная жизнь сближала школьников. Назову тех, кто знаком мне по лагерю разных лет. Наталья Чернова (Юртаева) – преподаватель педагогического колледжа, Василий Лаптий – ответственный секретарь газеты «Черепановские вести», Людмила и Галина Шаманаевы, Людмила Меркулова, Людмила Бабич, Юрий Лутов, Юрий Федотов (технический директор ОАО ЧЗСМ), Ольга Петухова (учитель школы № 3), Людмила Сластухина (в прошлом – начальник управления образования района), Людмила Ильиных (замначальника отдела социальной защиты)».

Н. А. Колесникова: «Мы ездили в лагерь отдыхать несколько лет подряд – сразу полкласса. Из моих одноклассников, кто остался в районе, была Ольга Буряк (стоматолог г. Черепаново), Ольга Казанцева (фельдшер Верх-Мильтюшинской участковой больницы). До сих пор поддерживаю связь с некоторыми ребятами, с которыми постоянно ездила в лагерь,  – Света Чекунова, Света Любченко, Галя Плотникова, Алла Точиленко, Аня Ренье, Виталя Кушников, Света Бардакова».

Г. К. Переверзева рассказывает: « Я работала всего один сезон в 1979 году. Сейчас уже не помню всех детей, но с Леной Бушко (Пыхтаревой) до сих пор поддерживаю отношения».

С. Б. Винокурова: «Я много лет ездила отдыхать в лагерь, часто случалось, что с одними и теми же ребятами была в отряде несколько раз подряд: Оля Попова, Оксана Минх, Лариса и Татьяна Пироговы, Лена Смирнова, Оксана Шаламова, Оля Галяпина, Светлана Вознюк».

В 2018 году этому легендарному пионерскому лагерю могло бы исполниться 60 лет. Г. И. Шадрина выразила общее мнение: «Я не встречала человека, который не сожалел бы о том, что Новошмаковского лагеря не стало».

 

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: