– В последнее время мы только и слышим, что агропромышленный комплекс находится на подъёме, и результаты это объективно подтверждают: что ни год, то рекордные намолоты зерна, надои в животноводстве. Но крестьянин знает, что каждый год не бывает урожайным. Что можно сказать о нынешнем полеводческом сезоне?
– Давайте сравним для наглядности. Последние два года Черепановский район получал валовый сбор зерна до 240 тысяч тонн – такого в его истории никогда не было. И в заготовке кормов мы становились лидерами в области по обеспеченности животноводства. Конечно, почти каждый год случаются непредвиденные обстоятельства, говоря о погоде. Но нынче одна неприятность следовала за другой. Засуха в мае-июне сказалась на урожайности однолетних и многолетних трав, на темпах посевной кампании. Законы биологии не отменишь: один день просрочки весной оборачивается потерей двух дней осенью. У нас были большие планы по заготовке кормов. Но смотрите: уже сентябрь, а сена запасено лишь около 80 процентов от намеченного, сенажа – около 90 процентов. Наверное, заготовить желаемое количество уже не получится. Пока животноводство обеспечено по 22 центнера кормовых единиц на условную голову, хотя в недавние годы выходило больше 40 центнеров.
Схожая картина и с зерновыми культурами. Для старта в нормальном развитии растениям попросту не хватило влаги. Понятно, это отразится на урожайности и в итоге на валовом сборе. Хотя, например, видел в зверохозяйстве ячмень: стебель короткий, а колос хороший, по 40 центнеров с гектара выходит. Для сравнения: в прошлом году на это время в среднем по району урожайность была 26 центнеров с гектара, нынче – около 22. Четыре центнера недобора с каждого гектара – это много. Хотя, конечно, картина не везде одинаковая: кто-то больше вносил минеральных удобрений, больше применял средств защиты растений, и хлеба там получше.
Опять же из-за погодных условий хозяйства района приступили к уборке на две недели позже, чем в прошлом году. Многие культуры ещё просто не подошли. И погода не даёт убирать то, что созрело: в августе – 20 дней с дождями, сентябрь – каждый день. Урожай убран только с четверти площадей. Напомню, у нас 82 тысячи гектаров под зерновыми культурами и 18 тысяч – под техническими. –
Какая из проблем, часто сопровождающих уборку урожая, сегодня самая острая для сельчан аграриев? Кроме погоды.
– Однозначно – это беспрецедентно высокая цена на дизельное топливо. Если в апреле ае сельхозпредприятия покупали его по 42 тысячи рублей за тонну, то сейчас стоимость выросла до 73 тысяч. Представляете: за четыре месяца – на 30 тысяч подорожание! А нашему району только на уборку нужно 2 300 тонн дизтоплива, а ведь ещё подготовка к зиме.
– Вообще-то, это старая и плохая традиция, смахивающая на саботаж: как только начинаются сельхозработы, так дорожает солярка. Вроде в последнее время от дурной привычки начали избавляться, цены держались, или сельхозтоваропроизводителям каким-то образом компенсировали подорожание. Чем на этот раз вызван рост цены, что говорят? – Объясняют это тем, что в Западной Сибири поставили на ремонт два нефтеперерабатывающих завода. В результате у топливных трейдеров цена подскочила, хотя объективных причин для этого нет. Возможно, здесь должна бы вмешаться Федеральная антимонопольная служба – есть ли спекулятивный момент? Трейдеры
повышение цены ничем не обосновывают, в том- то и дело. Честно, нормальной логике это не поддаётся: а что, нельзя было ремонтировать в другое время, например, поздней осенью, после уборки?!
– Кто-нибудь занимается этой проблемой на более высоком уровне?
– 1 сентября в нашем районе с рабочей поездкой был министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Михайлович Лещенко, и мы обсуждали проблему. Как заместитель председателя областного правительства, они вместе с губернатором пытаются повлиять на ситуацию. Губернатор – на уровне федерального правительства, министерства энергетики и так далее. Областные власти понимают, что ситуация крайне негативно влияет на финансовое состояние наших сельхозтоваропроизводителей. Резко возрастают издержки, взлетает себестоимость производства, хозяйства лишаются практически всех своих оборотных средств. Солярка нужна не только для уборочной техники, но и для подработки зерна, а если уборка выпадает влажная, без сушки не обойтись. Власть заинтересована в исправлении ситуации со стоимостью дизтоплива, потому что дисбаланс может существенно подорвать позиции нашей области в развитии аграрного сектора, за последние годы действительно укрепившиеся.
– И ещё одна постоянно волнующая тема – цена непосредственно на сельхозпродукцию. Подкреплённое практикой наблюдение: богатый урожай – цена на зерно падает. В хозяйствах склады забиты прошлогодним зерном, элеваторных мощностей и просто помещений для его хранения недостаточно, а скоро новый урожай. И отдавать за бесценок никому не хочется. Может, и правда верна мысль, хоть и крамольная, которую недавно высказал один из директоров наших сельхозпредприятий: чтобы цена на зерно установилась справедливая, нам нужен неурожай. Тогда чего переживать?
– Да, цена на зерновом рынке за тонну продовольственной пшеницы сегодня невысокая – примерно 13,5-13,8 тысячи рублей. Но это и не 9 500, как складывалось совсем недавно. То есть при себестоимости производства тонны зерна примерно в 9 300 рублей предлагалось продавать его практически себе в убыток. Но, думаю, цена всё-таки вырастет, для этого есть объективные предпосылки. Во-первых, рекордного урожая в этом году страна явно не соберёт: по причине весенней засухи пострадали, кроме нашего, многие регионы – Алтайский край, Омская область, Поволжье. Во-вторых, Россия вышла из зерновой сделки, и это неизбежно повлияет на мировую цену зерна. И потом, возрастают экспортные возможности. Так что наши аграрии всё-таки заинтересованы в наращивании производства, они это понимают и никогда не опускают руки.
Как факт – постоянно вкладываются в производство. Например, в этом году разной сельхозтехники закупили почти на 204 миллиона рублей. Развивают собственное сушильное, элеваторное хозяйство. Для уборки урожая три комбайна «Акрос» приобрёл Евгений Иванович Булгаков в Бураново, такой же марки купили в сельхозкооперативе «Заря», мощный комбайн «Ростсельмаша» взяли в зверохозяйстве, крестьянское хозяйство «Увалы» – комбайн «Вектор». А ещё приобретаются жатки, тракторы, фронтальные погрузчики…
– Стало быть, никакого уныния в связи с неблагоприятными условиями этого года не наблюдается? – Наши не из таких. Мы видим, как крестьяне работали весь год. Стараются все руководители сельхозпредприятий, агрономы, инженеры, и в течение сезона всё возможное делами, и к уборке подготовились исключительно хорошо. Да, у всех чувствуется проблема кадров в рабочих профессиях, но те механизаторы,
что работают сейчас, – надёжные, знающие. Так что давайте все вместе поддержим наших сельских тружеников, пожелаем им терпения и выйти победителями из всех трудностей.
Беседовал Василий ЛАПТИЙ.