Когда начинается полевая страда, например, заготовка кормов или уборка урожая, намечая поездку в хозяйства района, невольно думаешь: надо успеть съездить в Нововоскресенку. Так уж сложилось, что здешнее сельхозпредприятие МЖК «Альва-Фарм» чаще всего быстрее других, сравнимых по площадям хозяйств, заканчивает с сеном и сенажом, объявляет об окончании обмолота хлебов. А точнее сказать, не сложилось, а так у них там всё поставлено.
Хорошенько загодя подготовить технику, правильно определить людей, отследить степень созревания культур на полях, наметить очерёдность работ, чтобы потом не метаться по своим почти десяти тысячам гектаров.
Да только нынче у всех не всё так гладко, и в Нововоскресенке тоже. В смысле организации дело идёт как по накатанному, а вот с погодой с самой весны не заладилось. Дело к середине сентября, а урожай убрали только с половины площадей. В сравнении с некоторыми другими – и то хорошо.
– Да, немного не повезло в этом сезоне, – констатирует факт исполнительный директор Алексей Анатольевич Руднев, – планировали один результат и всё для него делали, а получается несколько другой. Но главное, корма для животноводства заготовили, у зерновых урожайность, конечно, поменьше выйдет, чем рассчитывали, но всё-таки приемлемо. Сейчас у всех основная проблема с высокой ценой на дизельное топливо, но мы запаслись, так что из-за горючки на уборке точно не встанем.
Из не слишком удачного для сельского хозяйства сезона директор не делает большой трагедии главным образом потому, что основных своих целей животноводческий комплекс «Альва-Фарм» последовательно достигает. Пятый год хозяйство существует в новом качестве и изменилось до неузнаваемости.
Сверкают на солнце металлическими крышами три новых скотных двора здесь, в Нововоскресенке, а в Шурыгино практически на руинах появились новые склады под зерно.
Не отклонены планы построить современную зерноподработку. Важно и то, что хозяйство объединило собой два села, дало работу шурыгинским крестьянам, оставшимся не у дел после банкротства агрохолдинга «Радуга». Теперь тут как бы всё пополам: часть рабочих – воскресенские, другая – шурыгинские и виноградские, и земли в полеводстве тоже расположились практически поровну. В Шурыгино нынче зерновые культуры и пары, в окрестностях Нововоскресенки – кормовые, то есть травы и кукуруза, пшеница и лён.
В прошлом году кудряша посеяли немного в первый раз, всё получилось, нынче под ним уже 300 гектаров. И на 75 гектарах попробовали сою. К настоящему времени уже обмолотили горох, овёс и ячмень, очередь за пшеницей и всем остальным.
С агрономом Егором Сергеевичем Фещенко пускаемся объезжать все воскресенские поля, где идёт работа. Три комбайна только что покончили с овсом, зашли на пшеницу.
На «Акросах» Владимир Витальевич Щерба и Александр Иванович Толочко, а вот у Сергея Александровича Собченко – более новый «Ростсельмаш» RSM 161. Пока отечественная машина своего хозяина не подводила.
«Альва-Фарм» вообще выделяется среди большинства наших коллективных сельхозпредприятий тем, что не гоняется непременно за импортной техникой, видя много плюсов в нашей: теперь она «не то, что давеча», стали выпускать достаточно качественную, производительную, а по комфорту и автоматике уж точно не уступающую зарубежной. Но это вовсе не мои выводы, так здесь считают директор и специалисты, а на них целиком полагается учредитель-инвестор.
– А на этом комбайне «Наташа» есть? – спрашиваю Сергея Собченко. Это про «бортовой» компьютер, женским голосом дающий подсказки комбайнёру.
– Есть! Встанешь с сиденья при включённом моторе, а она уже: «Вы покинули рабочее место!».
– Глянь-ка, ещё и раскомандовалась! – смеёмся.
Особо балагурить да ржать в такой день вообще-то некогда. Только-только на выходных после продолжительного ненастья установилась сухая солнечная погода, и даже небольшой неоправданный простой в такое время немыслим, пауза – только на обед и ужин. Из-за подножек погоды много времени упущено. Почти весь август дождь шёл каждый день, а здесь, как сообщил Егор Сергеевич, июль тоже был мокрым, потому и сена немного не добрали до плана. А сейчас, на сентябрьской уборке, уже всё равно не то: утром роса, раньше 11-ти в поле не сунешься, и с заходом солнца нива тотчас влажнеет – заворачивай домой. Агроном подводит к кромке нескошенной пшеницы:
– На этом поле рассчитывали взять по 40 центнеров с гектара. Получится, думаю, по 25-28. Вот, смотрите, – выдернул несколько кустиков. – Растения просто не прошли нормально фазу кущения. Один стебель – один колос. Хотя колос сам по себе неплохой, не щуплый.
Как всё-таки быстро привыкаешь к хорошему! Ещё четыре года назад воскресенские урожаи редко превышали 14 центнеров с гектара, а сейчас вдвое больше – считается скромно…
Переезжаем на крайний клин владений «Альва-Фарм», под самые Ярки. Здесь готов к уборке лён-кудряш – масличная культура, имеющая сейчас спрос и адекватную цену на рынке. Поле почти без сорняков, а кустики льна раскидистые, валки скошенных растений высокие и широкие. Хорошей считается урожайность льна 15 центнеров с гектара, агроном предполагает, что примерно так оно и выйдет.
Самоходными косилками «КСУ-1» лён сваливают два механизатора. Виктор Николаевич Ожегов зимой работает в городе на заводе спецтехники, иногда и там приходилось командироваться на сельхозработы в хозяйства Новосибирского района, а вот на лето приехал в свои края.
– Ну а как же, тянет. Я же колхозник! Второй на уборке льна – Николай Павлович Москвин – хвалит свою ростсельмашевскую косилку:
– Ей уже пять лет, за это время она 20 тысяч километров прошла, на 11 тысячах гектаров покосила. Хорошая – не подводит. После уборки подшаманим жатку – и дальше побежит как миленькая.
У Николая Павловича, можно сказать, в семье подрастает смена. Его сын Павлик часто с отцом в тракторе, комбайне.
– Нынче во второй класс пошёл. Первый окончил хорошо, мы ему планшет подарили. А в технике ему уже ничего не надо подсказывать!
Молодёжь, прилив свежих рабочих рук и специалистов – первая тема в любом сельхозпредприятии. В «Альва-Фарм» механизаторы – со стажем, опытные, надёжные. Только ведь не вечно им работать, многие предили пенсионного возраста, поэтому очень хочется, чтобы молодые подрастали, учились и потом находили себе применение на родной земле. Нормальные условия труда, мотивация в зарплате – тоже одна из забот руководителей. Кстати, агроном Егор Сергеевич Фещенко с объездом полей соединил и другую свою миссию – с ведомостью в руках привозил рабочим получку. Преодолев неловкость, всё же интересуюсь номиналом содержимого пакетиков с деньгами.
– Это за август получка, а он не очень удачным вышел по выработке, много простаивать пришлось.
По-разному, но в основном по 50 тысяч. А 25-го числа у нас аванс. На убранном поле прессуют в рулоны солому Сергей Николаевич Кобзев и Виктор Иванович Бобровский. Только-только отужинали, как и зарплата сама подоспела. Солома в хозяйстве не пропадает, её на подстилку животным много надо, тем более что перешли на круглогодичное содержание коров во дворах. Дальше путь агронома лежит в шурыгинские поля. Там молотят ячмень Леонид Леонидович Мумбер, Александр Евгеньевич Ягуткин, Юрий Гатулинович Туфатулин.
На отвозке зерна, на КамАЗах, – Александр Анатольевич Костенко, Алексей Николаевич Буховец, Александр Николаевич Астапов. Путь неблизкий.
– А сами сколько за день наматываете, Егор Сергеевич?
– В среднем примерно километров 250-300. Тут агроном показал в сторону:
– А там у нас один механизатор пашет землю к следующему году, под кукурузу.
– Вы что, уже сейчас знаете, что там будет кукуруза? И так со всеми полями и культурами?
– Ну, вообще-то так положено быть. Агроном должен всё распределять по крайней мере года на три вперёд. Соблюдать севооборот, учитывать предшественников культур, химию рационально применять.
И Егор Сергеевич скромно заулыбался.
На этом готовящемся к будущему году поле ожидала встреча-знакомство. Александра Крайцера ещё двадцатилетним парнем семья перевезла на жительство в Германию, и вот спустя два десятка лет он вернулся. Всё объясняет просто:
– Понял, что моё родное – вот оно, здесь…