Председатель комитета Валерий Ильенко назвал ситуацию критической: «Виден рост ДТП с погибшими, ранеными. Мы хотели бы попытаться разобраться, в чём можем оказать содействие, какие мероприятия реализовать, на что повлиять незамедлительно. Ни в коем случае не ищем крайнего. Мы хотим понять, что нам всем вместе сделать для преодоления сложившегося положения».
В докладе начальника УГИБДД ГУВД МВД по Новосибирской области Александра Бабенкова прозвучали основные статистические показатели. За девять месяцев текущего года на автодорогах региона зарегистрировано 22 389 ДТП, из них 1 860 происшествий с пострадавшими – на 20% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Погибло в ДТП в этом году 200 человек (в прошлом – 173), ранены 2 272. Одновременный рост количества ДТП, погибших и раненых в них зафиксирован в нескольких районах области, в городах Обь и Бердск и шести районах Новосибирска. Чаще всего происшествия на дорогах – 60% – фиксируют при столкновениях транспортных средств и наездах на пешеходов.
Александр Бабенков констатировал: в 85% ДТП виновны водители. Основные причины трагедий – несоблюдение водителями очерёдности проезда перекрёстков, нарушение правил проезда пешеходного перехода, выезд на полосу встречного движения. В качестве положительной тенденции начальник УГИБДД обозначил снижение количества ДТП с участием находящихся в состоянии опьянения.
Фактор содержания улично-дорожной сети тоже играет свою роль, подчеркнул начальник УГИБДД, эта причина более значима на городских дорогах и на улицах населённых пунктов. На федеральных трассах по причине дорожных условий – всего один процент ДТП.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский дополнил информацию ГИБДД такими фактами. 107 тысяч новых транспортных средств зарегистрировано в прошлом году в регионе. Растёт показатель интенсивности дорожного движения на федеральных и региональных трассах.
Были перечислены меры для предотвращения ДТП. Это ремонт дорог, установка на опасных участках знаков и сигнальных столбиков по оси проезжей части, нанесение разметки долговечными материалами и поперечных шумовых полос, ограничение максимальной скорости движения транспорта с установкой дополнительных комплексов фотовидеофиксации. Оборудуются пешеходные переходы, совмещённые с искусственной дорожной неровностью. Устанавливаются и реконструируются светофорные объекты. Проводятся конкурсы с юными инспекторами дорожного движения и прочие профилактические мероприятия.
Проводится ли анализ по крупным автотранспортным предприятиям, контролируются ли показатели аварийности с участием водителей пассажирского транспорта? На вопрос депутата Александра Барсукова руководитель региональной Госавтоинспекции ответил, что такой анализ предприятий, основная деятельность которых заключается в перевозке пассажиров, конечно, проводится. Имеются предприятия, где допущены пять и более ДТП – с ними идёт работа по линии технического надзора. Постоянно организуются рейды с проверкой именно пассажирского транспорта.
Депутат Виталий Новосёлов предложил привлекать к рейдовым мероприятиям общественные организации.
Заместитель председателя комитета Елена Тырина напомнила о проблеме средств индивидуальной мобильности, которую уже обсуждали депутаты. Их количество растёт, а правила движения по дорогам населённых пунктов самокатчики и велосипедисты часто игнорируют.
Валерий Ильенко резюмировал: «Убеждён, что в каждом муниципальном образовании должна быть программа по обеспечению дорожной безопасности. Причём не только на бумаге, но реальная, которая финансируется в том числе из местного бюджета. Нужно смотреть, что можно сделать на местах».
Комитет по транспортной, промышленной и информационной политике продолжит мониторинг ситуации. Вице-спикер Заксобрания Майис Мамедов подчеркнул, что необходимо на каждом заседании рассматривать конкретные меры, которые предпринимаются сейчас и необходимы в перспективе для повышения безопасности дорожного движения.