Есть в календаре не самая приметная дата – 11 ноября, Всемирный день покупок (шопинга). И как раз незадолго до неё в Черепаново возник ещё один объект внимания для «шопоголиков» – открылся очередной магазин – «Чижик». Чем не повод попытаться ответить на тот самый вопрос: зачем нам столько магазинов, если у большинства жителей района нет избыточных денег, да и если цены в них не так уж сильно отличаются? Но для этого придётся немного вспомнить историю появления торговых сетей в районе и раскрыть некоторые идеи и практики маркетинга – то есть умения продавать. Потому что каждый раз приход новых сетевых магазинов – это никак не случайность, а явление, обусловленное или меняющейся ситуацией в сфере потребления, иногда покупательской модой и всегда – точным расчётом. Во обще, первый супермаркет в Черепаново, в котором вернулась подзабытая к тому времени система самообслуживания, – это «Сибириада» на рубеже 90-х и начала 2000-х. Потом мы узнали, что такое «сеть»: до нас дошли крупные региональные и федеральные торговые компании, которые за счёт огромного оборота могли себе позволить устанавливать более низкие цены, отчего стали неуютно себя чувствовать мелкие частники, владельцы наших обычных магазинов, многие из которых достались им ещё от советской торговли.
Во время кризиса-2008-2009 мы познакомились с по нятием «дискаунтер», когда у нас появились магазин низких цен «Холди» компании «Холидей» и магазин-склад «Светофор» красноярской сети «Торгсервис». Нам казалось, что владельцы просто экономят на витринах, выкладке товара, потому-то эти магазины не очень светлые, товар нужно доставать самим из коробок на простых железных стеллажах, вот почему более низкие цены. Отчасти так, но был ещё другой расчёт, психологический: доходы людей обесценились, в дорогих магазинах делать нечего, а тут ты и впрямь, будто на складе, и всё тут как раз по твоим деньгам. К тому же здесь, как бы попутно, значительная доля непродовольственных товаров. Раз пришёл – и закупился надолго. Для определённой части покупателей это удобно до сих пор – для кого не так уж и важно, что продукты тут вовсе не от раскрученных или заслуженно брендовых производителей, кому не слишком интересно, сколько мяса в здешних сосисках и какой процент воды в рыбных консервах. Качество вполне приемлемое и соразмерное цене.
Параллельно или позднее возникали и прижились универсамы традиционного вида, светлые, с хорошей отделкой аккуратной выкладкой товара – «Мария-Ра», «Ярче!», «Магнит», «Пятёрочка», «Фасоль». Кстати, некоторые изначально задумывались тоже как дискаунтеры, то есть магазины низких цен, ориентированные на покупателей «эконом-класса». Но ситуация на потребительском рынке изменилась, люди немного оправились от кризиса, и многие стали чувствовать себя неловко в таких, как стали выражаться, «нищебродских» магазинах. Кому охота ощущать себя покупателями «второго сорта»? И потому эти магазины выглядят уже как обычные современные универсамы. А ещё – возник запрос на продукцию местных производителей, а не абы каких. И химии меньше, и на мелком производстве продукция всё-таки больше похожа на домашнюю. Конечно, выиграли и те, кто завёл при магазине свою кулинарию и хлебопечение, как «Ярче!» или «Фасоль» – запах горячего хлеба притупляет бдительность, и уже вовсе не хочется идти в другой магазин искать крупу или растительное масло дешевле. Как альтернативу самим себе завели новые магазины, уже другого вида, «Лента» – купив сеть «Монетка», «Пятёрочка» – выпустив на волю «Чижика».
Кстати, ещё одна современная тенденция новых «магазинов низких цен» – всё более ограниченное применение акций и скидок. Маркетологи считают, что людей уже раздражают постоянно прыгающие цены, им куда комфортнее, если они знают, что придут в этот магазин и сегодня, и завтра, и через неделю, а цена всё та же.
Что правда, то правда, города и даже такие небольшие райцентры, как наш, уже достаточно насыщены продуктовыми магазинами. В условиях инфляции неизбежно снижение покупательского спроса. Уже сейчас, в каком магазине ни спроси, все жалуются на падение объёма продаж. Что это значит? А то, что дискаунтеры – те самые магазины низких цен, полусклады – это подушка безопасности для крупных сетей. Если большой супермаркет со своими высокими затратами на содержание однажды может стать нерентабельным, то как раз и пригодятся такие, как «Светофор», «Доброцен», «Чижик». Более того, конкуренция между собой вынуждает сетевиков отступить от гигантизма, не брезговать и малыми площадками для торговли. И это плохая новость для местных владельцев магазинчиков, многие из которых даже не утруждают себя поиском поставщиков, а тупо закупаются в том же «Магните» или «Светофоре», накидывают цену и на эту разницу и существуют. Скорее всего, сети станут проникать и в отдалённые уголки города и района, покупать или арендовать небольшие площади в полуподвальчиках, цокольных этажах и т. п., и невинный чижик вполне может заклевать любых местных конкурентов.
Ответом же на главный вопрос – зачем нам столько магазинов? – служит простой факт. Слухи о низкой покупательской способности черепановцев явно преувеличены, торговый оборот сетевых магазинов пока удовлетворяет их владельцев, и вбозримом будущем никто из них сворачивать торговлю не помышляет. Василий ЛАПТИЙ.
Фото автора.