Хочу рассказать о своём коллеге, скромном человеке, преподавателе Черепановского политехнического колледжа Владимире Ивановиче Музыке, который проработал в нашем колледже всю свою трудовую жизнь. Много было у него за это время выпускников, каждого он помнит до сих пор, есть много наград и званий. Расскажу об одном случае. Дело прошлое, но пример очень уж поучительный. Учился у нас студент, назовём его Семён. Доставил немало хлопот преподавателям, мастерам, руководству училища (тогда так назывался наш колледж). Несколько лет прошло, ещё не забылось, как нескладно началась у парня студенческая жизнь: пропускал занятия, грубил старшим, нарушал дисциплину. Строгих предупреждений хватало в лучшем случае на неделю.
Даже товарищи в группе возмущались: «Отчаливай-ка, дружок, домой, не мути воду…». Ha педагогическом совете встал вопрос об отчислении. Тогда заступился за Сёму Владимир Иванович. «Разрешите, я ещё попробую поработать с парнем? Чувствую, есть в нём божья искорка, может, удастся её разжечь, – говорил в свойственной ему манере Владимир Иванович. – Заметил я, что неравнодушен Семён к технике, а особенно к мотоциклам, соображает хорошо, хватка и реакция – что надо. А дисциплину будем выправлять». Ох как трудно оказалось воздействовать на парня, чтобы переломить характер, отделить, как говорится, хорошее от дурного, злаки от наносного. Владимир Иванович брал терпением. Доброта, которой он щедро наделён, неуклонно передавалась юноше. Училище тогда делало автодром для учебного процесса, интенсивно шли работы по обновлению оборудования аудиторий и автодрома. Нашлось дело и для студентов: ребята разрезали агрегаты, сваривали конструкции, красили разметку. Был среди них и Семён. Идёт группа на работы по благоустройству автодрома – Владимир Иванович проследит, как трудится Сёма, если усердно – подбодрит, похвалит, если шаляй-валяй – спуску не даст. Студент и наставник подолгу беседовали на разные темы: от самых простых, житейских, до высоких моральных, этических, политических, размышляли о будущем, о гражданском долге, предстоящей армейской службе (эти беседы педагог называет посиделками). Всё у них шло от чистого сердца. Владимир Иванович, как только уловил в студенте неравнодушие к мототехнике (сам-то он «страдает» этим давно и безнадёжно), прямо-таки возликовал: «Ну, па- рень, теперь ты у меня вруках». Придирчиво требовал тщательного ухода за мотоциклами. На автодроме, в езде по загородным маршрутам старался приучить студента к самостоятельным действиям, частенько «вводил неисправности» и настаивал на их быстром устранении. И Сёма, чувствуя, что он небезразличен своим преподавателям, старался изменить отношение к занятиям, дисциплине, к товарищам. А когда каким-то образом узнал, что наставник заступился за него на педсовете, и вовсе доверился педагогу. Каждый свой шаг соотносил с его напутствиями и замечаниями.
Блажь, которую выказывал в первые месяцы учёбы, словно рукой сняло. Вышел из стен колледжа примерным спецом, стал отличным автомехаником. У нас, как и во всяком учебном учреждении, есть и другие примеры, но, рассказывая подробно
о Семёне и его наставнике, мнехотелось подчеркнуть, как много в нашей цельной и стройной системе обучения и воспитания будущих рабочих и специалистов значит индивидуальный подход к каждому юноше или девушке, внимательное изучение сильных и слабых их сторон, сочетание строгой требовательности с чуткостью и заботой. Разумеется, такой подход – дело чести любого коллектива. У нас же в колледже он обусловлен ещё и определёнными специфическими особенностями. Дело в том, что почти три четверти обучаемых юношей имеют непростую биографию.
Не у всех одинаковая образовательная подготовка, многие из неполной семьи, а о характерах, степени воспитанности, сознательности и поведении и говорить нечего. Разумеется, в этих условиях на педагогов возлагаются дополнительные обязанности и нагрузки. Ежегодно в колледж приходят действительно «трудные» ребята. В любой группе каждого потока обязательно бывает их несколько человек. «Повозиться» со студентом, если у него на первых порах учёба, дисциплина ромают, как говорится, на обе ноги, у нас умеют и преподаватели, и мастера. Владимир Иванович – опытнейший реподаватель, один из лучших рационализаторов, талантом и мастеровыми руками которого в учебный процесс внедрено немало новшеств. Он увлекает своих воспитанников делом, в которое влюблён сам. Если что-то мастерит – вокруг него всегда студенты. Первые – это энтузиасты, которых за руку вести не надо. Но постепенно добровольными помощниками преподавателя в его рационализаторских делах становятся и другие. Ну а для тех, кто нуждается в постоянной помощи, Владимир Иванович не жалеет времени на дополнительные занятия, умело опирается на актив группы, отличников.
Бесценный опыт педагога передаёт не только студентам и педагогам нашего колледжа, но и всему педагогическому сообществу области: участвует во всех значимых мероприятиях, печатается в специальной педагогической литературе. Из увлечений Владимира Ивановича, кроме автомобилей и мотоциклов, ещё можно отметить путешествия по родному краю, Горному Алтаю, Монголии. Как только растает снег, он уже в лесу, и так до следующего первого снега. А зимой – лыжи. Своё от-ношение к работе и увлечения педагог передал сыновьям, один из которых продолжил династию и работает преподавателем в одном из колледжей Новосибирска. Что пожелать в Год педагога и наставника уважаемому педагогу, чья роль неоценима в формировании профессионалов, ктото рые отвечают за безопасность и надёжность автотранспорта? В первую очередь – здоровья, вдохновения и энтузиазма в нелёгком пути по воспитанию и обучению молодых людей. Неутомимо поддерживать интерес студентов, развивать их навыки и передавать им свой потенциал. Александр САШЕНКО, мастер производственного обучения Черепановского политехнического колледжа.