Черепановский художник рассказал о своих отношениях с картинами

В фильмах мы время от времени видим, как поэты, музыканты или  актёры с головой окунаются в любимое занятие, ни на что другое не  отвлекаясь. Но в реальной жизни творческие люди вынуждены выносить самовыражение в категорию хобби, большую часть времени посвящая  совсем другой работе – просто чтобы себя обеспечивать.
Так поначалу было и у черепановского художника Владимира  Васильевича Борисюка, которого сегодня можно встретить в районном  Дворце культуры, где он обучает взрослых людей рисованию.
Однажды он просто решил посвятить всю жизнь изобразительному  искусству, и у него получилось. В преддверии Международного дня  художника Владимир Васильевич поделился интересными размышлениями о жизни и творчестве.
– Наверное, Вы не сразу решили стать художником? Чем занимались в  «другой жизни»?
– Я не профессиональный художник, да. Окончил исторический  факультет педагогического вуза. Историей, археологией занимался серьёзно, ездил на конференции. Интересовался философией,  астрономией, занимался спортом – с шестом прыгал. В школьные годы вообще кроме спорта ничего не надо было. Но потом рисование всё-таки  перебило всё остальное, и с 1982 года это для меня и работа, и вся жизнь.  Много работал в Черепановской школе искусств. В Посевнинскую школу  ездил, 14 лет там преподавал. А здесь, во Дворце культуры, это уже  пожизненно. По совместительству рисую афиши, которые вы видите  возле ДК, – про фильмы, выставки и т. д. А в дипломе написано, что я  учитель истории и организатор внеклассной работы. У нас, правда, была  очень мощная археологическая школа в вузе, так что я одно время хотел  этим всерьёз заняться.
Некоторые мои однокурсники сейчас доктора наук, стали настоящими  учёными. У меня другой путь.
– Как случилось, что из истории Вы внезапно ушли в рисование?

– Рисовать я всегда любил, но поначалу это было просто хобби. А когда в  1982 году открывалась художественная мастерская в Черепаново,  напротив редакции районной газеты, я зашёл туда, спрашиваю: чего вы  тут делать будете?
Работал в пятой школе, тогда это была школа-интернат, и посреди  учебного года уволился и перешёл в эту мастерскую. Зарабатывал неплохо, зарплата была выше, чем у директора школы.
И вот получается, что из своих 75 лет я 45 занимаюсь рисованием. Это  же не работа, а образ жизни. За эти годы много ездил, и куда ни ехал, всегда брал с собой краски. Лет с тридцати пяти стал в лес часто ходить,  заинтересовала природа своей эстетикой. В нашей области, в Алтайском  крае, на раскопки в Тюменскую область ездил к другу, в Томскую область,  в Абхазию – везде рисовал природу.
– В этой мастерской Вы уже обучали других людей рисовать, или это  было позже?
– Это позже. В мастерской мы сами создавали работы: было большое  количество заказов, много чего оформляли, привлекались к районным  мероприятиям, участвовали в различных выставках. Когда появился интернет, во многих мероприятиях стало возможно участвовать дистанционно, активность у меня, конечно, выросла. Похвалюсь: занимал  призовые места на всероссийских выставках, однажды даже взял Гранпри.

А обучать стал позже, уже в школе искусств. Когда в Посевной работал, с  детьми тоже много участвовали во всяких конкурсах. Посылали работы в  Чехию, Норвегию, Италию. Я им сказал: забудьте, что вы Посевная, это  только кажется, что из глуши до мира не докричаться, участвуйте везде. С  ними интересно было работать, я сам завёлся. Лет десять, где-то с 2007 по 2017 годы, мы очень активно с ними этим занимались. Мне нравится сам этот факт: в небольшой поселковой школе есть люди, которые по своим способностям превосходят городских, им надо дальше пробиваться.
– Каково это – найти себя не в том, чему посвятили студенчество, не в  своей специальности, а в том, что начиналось как простое хобби?
– Уже на этапе «простого хобби» я чувствовал, что в этом смысл моей жизни. Я просто это обнаружил, и всё. Приятно, конечно, какие-то  награды получать, приятно видеть результаты своих усилий, но мне  больше нравится сам процесс. Я могу сесть в одиннадцать вечера: пачка сигарет, кофе и холст – и рисовать до утра. Я сова стопроцентная, так что  всякие творческие настроения, идеи для картин именно вечером появляются.

– А как эти идеи приходят в голову?
– Думаю, так же, как и любые другие: просто однажды посещает мысль, что хочешь написать вот такую картину. В плане содержания моих работ  я бы выделил два направления: реалистичные пейзажи и свободные  фантазии. Всегда интересовала категория времени: что это такое с точки  зрения философии, с точки зрения физики?
Вижу в этом какую-то загадку, пока неразрешимую. Задавался вопросом,  как можно изобразить время на картине, экспериментировал с этим. Ну,  и много  ассоциативной живописи: садишься работать, а никакого  замысла изначально нет, просто начинаешь рисовать, и сюжет рождается в процессе.
– Ваше творчество проявляется только в картинах или любите разные  формы? Например, возникало когда-нибудь желание проиллюстрировать книгу?
– Уже иллюстрировал. Новосибирский писатель Анатолий Садыров  создал книгу про наше Бочкарёво – «Тайна Бочкарёвского сада». И он  обратился ко мне с предложением создать иллюстрации, нас  познакомила тогда директор музея Лариса Леонтьевна Рябинина. Это был интересный опыт.
– А если бы Вы сами получили возможность выбрать книгу для такой  работы, то что выбрали бы?
– Я всегда любил фантастику. Наверно, взял бы что-нибудь у Пола Андерсона – это американский писатель-фантаст. От его произведений у  меня всегда мурашки по коже, я по десять раз что-то мог перечитывать.  Там много путешествий во времени, а это же любимая моя тема. Один из  его рассказов я даже в армии при себе держал, много раз перечитывал,  это для меня что-то вроде Библии было.
– Что важнее в процессе работы: вдохновение или самодисциплина?
– Если на творчестве хочешь заработать, то, конечно, самодисциплина. А если для себя рисуешь, то внутренний настрой. Я вот по жизни человек  настроения, у меня спады и подъёмы: то ничего не делаю подолгу, то   вдруг очухался и погнал работать.
Вот, кстати, хороший пример и про талантливых посевнинских детей, о  чём я до этого говорил, и про то, как важно вдохновение для художника.  Был у меня ученик – Володя Карташов. Он окончил в Новосибирске художественное училище, в Москве хорошо влился в сообщество  художников, поездил по России, побывал во Франции, теперь живёт и  работает в Италии. Был и остаётся лучшим моим учеником. Так вот, он в  школе искусств мог две недели ходить и ничего не делать: руки в  карманы, шатается туда-сюда, и всё. Я его не заставлял работать. Зато потом за неделю он выдавал столько, сколько другой сделает за год.  Дисциплина – это заставить его сесть и работать, даже если не хочется. И  есть люди, с которыми это действительно работает, они становятся продуктивнее. Но есть и такие, как Володя, которых лучше оставить в  покое и подождать, когда его «попрёт». Вот участвовал он в одном  конкурсе, я ему говорю: давай, заряжайся на работу. Он вроде зарядился,  но всё равно ничего не делает. Потом на выходные ушёл, а в понедельник  приносит работу, на которую я смотрю и сразу вижу, что это победа. И действительно, первое место занял. Сейчас его работы  продаются за десятки тысяч евро.
Поэтому, на мой взгляд, вдохновение важнее планомерной работы. Хотя  вот в реалистической живописи планомерность тоже не последнюю роль  играет.
– Есть у Вас такая картина, которую всегда хочется дорабатывать и переосмыслять?

– Есть, называется «Судьба». Она у меня сейчас в двадцати или тридцати  вариантах уже. Как изобразить судьбу? Ну, вот один из вариантов: Судьба  в женском образе тащит молодых мужчину и женщину за волосы,  идёт с ними, держа в разных руках, а они за ней по земле волочатся. Или вот есть у меня Судьба, которая идёт с завязанными  глазами, вокруг разбегаются люди во все стороны – самые разные, но в  целом простые люди; перед ней лежит камень, о который можно  споткнуться, а в руках у неё что-то вроде площадки, где живут люди, так  сказать, купающиеся в роскоши, богатые.
И других вариантов полно, и каждый раз какая-то новая идея приходит,  хочется по-новому изобразить.
– Что, в конечном счёте, Вы видите в своих готовых работах? Что они для  Вас значат?
– Каждая картина – воспоминание о каком-то периоде жизни или  конкретном событии. Поэтому жалко становится, когда их покупают. Был  у меня день, когда я нарисовал одну работу, и до сих пор, если на  глаза попадается, я вспоминаю, как будто это даже не вчера, а сегодня было. Для меня это даже больше, чем фотография.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: