Фермеры из Медведска: о бизнесе, семье и любви к малой Родине

Продукция крестьянского хозяйства «Увалы» уважаема у покупателей, никогда не залёживается на прилавках – даже  дефицитна, что по нынешним временам несколько парадоксально. Люди любят мясо, широкую палитру «молочки» из  Медведска, мёд. За ними специально приезжают на рынки, в автолавки, магазины Черепаново, Искитима, Бердска, изобильного Новосибирска. Не редкость, когда осознанно покупают исключительно медведское.


Словно люди чувствуют: в этих продуктах не только польза и чистая экология, в них – частица света и любви тех, кто  произвёл. Более трёх десятилетий КХ «Увалы» на рынке фермерской продукции. Одно из первых в Черепановском районе  крестьянских хозяйств возникло на заре фермерского движения – в 1992 году.
С той поры крепко стоит на своей возвышенности. Хотя времена здесь переживали разные. Испытаний всегда было больше,  чем радости и спокойствия. История «Увалов» – целая сага о долге, достоинстве, выборе, ответственности и любви друг к  другу семьи Цитцеров.
Они – основатели и хозяева небольшого крепкого аграрного производства «замкнутого цикла», в котором сегодня – своя  земля, две сотни голов крупного рогатого скота, пасека, качественно оборудованные помещения, техника и главное –  коллектив из сорока преданных хороших людей. Под стать руководителям – Александру Фёдоровичу и Татьяне Михайловне.

ЭТО ВСЁ МОЁ, РОДНОЕ
Для обоих Медведск – родное село. И школа, в которой учились, – одна на двоих. Только Александр Фёдорович постарше,  потому и окончил её пораньше. Говорят, уже в юности им невозможно было не любоваться – умный, добрый, отзывчивый,  красивый. Татьяна Михайловна, тогда – Таня, невольно любовалась.
Интерес был взаимный. Он перерос в чувство. Любовь стала семьёй Цитцеров. В ней выросли замечательные сын и дочь. 38  лет супруги вместе, чего за эти годы только ни было!
Пережито, прочувствовано, принято. Татьяна Михайловна признаётся с некоторым удивлением и тихой радостью: «Порой оглядываешься на минувшее и удивляешься скорости полёта времени, тому, как быстро летят дни и годы!». Она – библиотекарь по профессии, человек, тонко чувствующий, любящий литературу и пишущий стихи. Говорят, за каждым  успешным мужчиной надёжной стеной стоит чудесная женщина, без которой он вряд ли справился бы. Она – точно тот  человек, который умеет услышать, понять, помочь. Когда нужно, может быть сильной. Умеет доверять. Но главное – любить…
Объединяет супругов и то, что у них очень похожие корни. Истоки родов берут начало будто из одного источника. Отсюда  такая преданность земле, служение ей, неустанное внутреннее восхищение её щедрыми плодами. Александр Фёдорович – из  поволжских немцев. Их насильно лишили малой родины, своих домов, плодоносных, ухоженных участков, дававших трудолюбивым хозяевам хороший урожай, – семьями переселили в Сибирь. Так родным стал Медведск. Было всё – предков считали врагами народа, в них плевали на улице, не принимали в сельскую общину. Но когда оценили умение работать,  упорство, доброжелательность этих людей – полюбили.
Раскулачили столетие назад и дружную семью Татьяны Михайловны. Родной дом, наделы располагались недалеко – в Лебедёвке Искитимского района. Она была тут недавно, видела заброшенную теперь землю…
В девяностые, когда большинство русских немцев стали эмигрировать на свою историческую родину, в Германию, Цитцеры, поддавшись общему поветрию, тоже подали документы. Вызов им пришёл. Супруги крепко подумали и… остались в родном Медведске. О чём никогда не пожалели.

ТОЛЬКО НЕ ОНИ!
Как можно понять, ещё этих людей объединяет верность – друг другу, семье, однажды сделанному выбору. Касается это и  фермерской деятельности. За три десятилетия «Увалы» пережили всякое. Многие похожие хозяйства по разным причинам менявшегося времени исчезли, ликвидированы, перестали существовать. Только не они!
Преодолев всё, эти медведцы стали достойным символом своего села. Хотя случалось многое, мысль закрыть фермерское  хозяйство тоже возникала…
Цитцеры получали угрозы, кому-то их фермерство мешало, кого-то раздражало, кто-то завидовал. Доходило до страшного:  однажды, было это в двухтысячные, ночью к ним домой ворвались рэкетиры в масках. Требовали денег. Как раз в этот день  знакомый вернул долг, который брал на покупку машины.

На кону стояли жизни супругов и детей. Поэтому, не раздумывая, отдали всё. Даже шкатулку со скромными, дорогими сердцу драгоценностями, большая часть которых была приобретена к личным датам. «Куплю тебе другие!», – пообещал  плачущей жене Александр Фёдорович. И купил потом. Бандитов не нашли. Своей земли Цитцеры, несмотря ни на что, так и  не оставили.
По-прежнему каждый день к семи утра спешат на работу. Главный помощник сегодня в семейном деле – взрослый сын. Любовь к земле, её плодам он разделяет сполна. Даже с будущей супругой познакомился, когда она, ещё студентка  Новосибирского аграрного университета, проходила в «Увалах» практику. С той поры и неразлучны. Дочь стала врачом.  Успешно вышла замуж и теперь растит собственного сына.
…Долгие годы Александр Фёдорович с Татьяной Михайловной не позволяли себе отпусков – не до этого было: не оставишь же такое большое хозяйство! И вот, наконец, решились: минувшей осенью ненадолго покинули Медведск. Когда спустя несколько дней ранним утром возвращались в село, она вдруг заметила в глазах мужа… слёзы.
Спрашивать, рад ли он возвращению, было бессмысленно.

Фото автора; из личного архива семьи Цитцер.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: