20 января в четвёртой черепановской школе прошла пятая Сибирская конференция «Мысли вслух». Участники приготовили короткие выступления на самые разные темы.
В выходной день ученики собрались в школе, чтобы обменяться мыслями
Если говорить глобально, то всё началось с программы «Учитель для России» (сейчас – «Учитель для каждого»), реализуемой благотворительным фондом «Новый учитель». В рамках программы выпускники вузов могут стать педагогами, пройдя профессиональную переподготовку. В течение двух лет после трудо-устройства молодые специалисты продолжают получать методическую поддержку, работают с наставниками. Сегодня такие учителя есть не только в Новосибирской, но и в Калужской, Нижегородской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе и Приморском крае.
Как часто бывает, при взгляде издалека звучат не всегда приятные рассуждения, мол, да ничего серьёзного там, в этой программе, туда кого попало набирают, потом пускают к нашим детям, а доверять можно только тем, кто традиционным путём попал в профессию, – и так далее. Стоит ли говорить, что интересными и здоровыми инициативами могут радовать любые учителя, а компетентность их зависит вовсе не от биографии. Одной из таких инициатив и стала конференция «Мысли вслух», проведённая участниками программы «Учитель для каждого».
Организаторами от четвёртой школы выступили участницы программы Дарья Сергеевна Братухина, учитель английского языка, и Елена Владимировна Зуляншина, педагог-психолог. Отдельную благодарность педагоги выразили сельскохозяйственному производственному кооперативу «Заря» за пироги, булочки и печенье для кофе-брейков, а также работникам столовой четвёртой школы – за приготовленный обед. Накормили 90 человек, никто не ушёл голодным.
– Детям часто приходится готовить различные выступления о том, что им не особенно интересно, и при этом нет пространства, чтобы высказаться о чём-то своём, даже нет взрослых людей, которые могут и готовы их выслушать, – рассказывает Дарья Сергеевна о целях конференции. – Поэтому наше мероприятие как бы вне образования, участники абсолютно свободны в выборе темы. Но есть образовательный аспект: дети учатся публично выступать, причём в безопасной атмосфере, где их не осудят, не зададут каверзных вопросов, а поспрашивают из реального интереса. Это и возможность для слушателей потренироваться задавать вопросы, потому что с этим тоже у многих проблемы. Когда я училась в школе, мне было страшно и выступать, и отвечать на чужие вопросы, и самой их задавать, а сегодня ребята смогут увидеть и почувствовать, что ничего страшного в этом нет.
Но выступления начались не сразу, первые два часа с участниками проводили мастер-классы, нацеленные развеять волнение ребят. Вместе с учителем английского языка из Искитима Анной Сергеевной Румянцевой школьники занимались сторителлингом, то есть учились сочинять и рассказывать истории и выполняли любопытные речевые упражнения: отвечали друг другу вопросом на вопрос, стараясь продержаться в таком диалоге как можно дольше, или продолжали друг за другом предложения, складывая их в связные, довольно абсурдные сказки. Анна Сергеевна пояснила, что главная цель этого общения – разрядить атмосферу и всех со всеми перезнакомить (в конференции принимали участие школьники не только из Черепановского района, но и из Искитимского, поэтому многие видели друг друга впервые).
С той же целью под руководством Виктории Юрьевны Ивлиевой, социального педагога из Коченёво, дети общими усилиями нарисовали человека – как бы обобщённого участника конференции. Каждый рисовал одну часть тела или предмет одежды, которые предлагалось срисовывать с натуры, найдя подходящую модель в поле зрения в пределах аудитории, а затем получившиеся рисунки склеили в один большой.
Мастер-класс по самопрезентации провела ученица 10 класса четвёртой школы Лилия Саблина, об этом её попросили учителя, отметив её способность к публичным выступлениям. Лилия рассказала о том, как держаться на сцене, ответила на наболевшие вопросы и дала несколько полезных советов.
На выступление каждому участнику давалось в среднем 5-7 минут, ещё три минуты – слушателям на вопросы. Поскольку чаще всего в аудитории никто не был подготовлен к обсуждению, недостатка в вопросах не возникало. Всё благодаря разнообразию тем: Маргарита Еремеева, например, рассказала про эмоциональное выгорание у подростков, как с ним бороться, как продуктивно отдыхать и следить за здоровьем, Людмила Корницкая – о комнатных растениях, Дарья Мерзлякова – о своих домашних животных, Ирина Машкина – о том, как выйти из зоны комфорта, Илья Шаманаев – о видеоиграх, а многие другие – о многом другом. Участница по имени Кристина Поповичева поделилась, почему раньше считала себя бездарностью и почему перестала считать. Оказалось, что жизнь девушки на протяжении нескольких лет состояла из неудачных попыток найти любимое дело, и, в конце концов, она открыла для себя игру на укулеле, с удивлением обнаружив, что всё получается легче и приятнее, чем было с другими увлечениями. Завершилось выступление исполнением песни собственного сочинения.
Пожалеть можно было только о том, что участников разделили на несколько аудиторий, послушать все выступления было невозможно, а очень хотелось. Но и прослушанных хватило, чтобы увидеть: мнущийся у доски школьник, не знающий, что сказать, потому что целое поколение якобы не умеет грамотно разговаривать, – такая же стереотипная картинка, как ковыряющий в носу учитель, мечтающий научить всех детей правильно держать сигарету. В рабочей обстановке возникают самые разные трудности, от ошибок не застрахован ни ученик, ни учитель, ни родитель, ни любой случайный прохожий. Но мы часто склонны не замечать хорошего. А хорошего много. Например, горящие глаза самых юных участников, не упустивших возможности подбежать и обнять любимых учителей – тех самых, которых увидят уже в понедельник, но, кажется, в воскресенье будут скучать.