О существовании деревни, куда выселялись распутники, воры и разбойники, узнала краевед из Черепаново

ИЗ АРХИВОВ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕГО РАЙОНА СУЩЕСТВОВАЛА УНИКАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ, КУДА  ВЫСЕЛЯЛИСЬ РАСПУТНИКИ, ВОРЫ, РАЗБОЙНИКИ И ПРОЧИЕ  НЕБЛАГОНАДЕЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЕЕ ИЩУТ ДО СИХ ПОР


ПО ОКЛАДНЫМ КНИГАМ 1845 ГОДА ВСТРЕЧАЮТСЯ ТАКИЕ ФАМИЛИИ  СТАРОЖИЛОВ БЕЗБОЖНОЙ: ДРАНИШНИКОВ, УДАРЦОВ, ИЕВЛЕВ, ШЕЛЕПОВ, ПОСКОТИННОВ, ЛИХАНОВ, РОГОЗИН,  ПЛЕШКОВ.


Деревня Безбожная появилась в 1747 году (ГААК, ф. 1., О.1., д. 15, л. 269),  потому что крестьянские общества деревень Боровлянской волости имели  право сами, своим обществом, выселять из своей деревни того или иного  крестьянина, не выполняющего заповеди Иисуса Христа и православной  церкви, или же греховных людей. Деревня Безбожная появилась одной из  первых на территории современного Черепановского района путём  переселения лиц из разных деревень. Одних выселяли из-за блуд, то есть  они нарушали седьмую заповедь православия, других из-за краж, третьих из-за семейных ссор и по другим причинам.
Процесс переселения в Безбожную был следующим: если общество какой-то деревни выносило решение о выселении данного крестьянина, независимо заводской он или нет, оно определяло точно срок, когда именно он должен уехать.
Больше всего крестьяне выселялись из других деревень и заселяли  Безбожную весной. Безбожная обновлялась, потому что уже рядом  находились Листвянка, Татарка, Ново-Огнёва, Огнёва заимка. Старые  безбожники решали вопрос и по родственной связи. Если вдруг выискивали, что крестьянин, который просится к ним в общество, с кем-то  имеет родственную связь по шестому или седьмому поколению, то могли  возражать против этого. Потому что часто в Безбожной семьи создавались  за счёт не пришлых невест, которых брали из других деревень, а между собой. Поэтому священник иногда приезжал, рассматривая журналы,  говорил: «Вы (старожилы) состоите с ним в родственных связях, поэтому  лучше всего не разрешайте ему здесь поселиться, так как пройдёт время, и  вы найдёте вашу молодёжь совокупляющейся, а это создаст нехорошие будущие поколения».
Безбожная в первую очередь расширялась через Боровлянскую волость, увеличивалась за счёт переселенцев из Медведской, Карасёвской,  Николаевской (Маслянинской) волостей. Для этого нужно было согласование старшин других волостей со старшиной Боровлянской  волости о том, что данная Безбожная деревня примет их крестьян, которых  они выселяют изза их неугодных поступков. Боровлянская волость обязательно должна была выносить решение о своём согласии на переселение грешных крестьян с плохим поведением из  других деревень.
При положительном разрешении всех вопросов общество деревни  Безбожной, которое принимает новосёлов, должно было писать бумагу о  том, что «мы берём к себе в общество такого-то крестьянина из деревни  такой-то и даём слово, что он будет у нас вести себя достойно». В  присутствии всех домочадцев данного переселенца решали вопрос об  ответственности: ответственны не только отец и мать, но и дети за  поступки и дела семьи.
Если в будущем появятся какие-то неугодные поступки этих новосёлов, то  несёт ответственность данная волость, начиная со старшины, который  подписался, что не против этого переселения. Деревня Безбожная полноценно существовала до 1865 года. Многие крестьяне Безбожной были недовольны тем, что они мало наделены, имели постоянные душевные  травмы из-за того, что на вопрос: «Откуда ты?», при ответе «Из  Безбожной» слышали обидные суждения: «А, это там, где собраны все отбросы!». В 1861 году крестьяне получили право самовольно выходить из  крестьянской общины и на свободное проживание через указы начальства. Не получая никакой депеши о выселении, жители деревни Безбожной  разъехались повсюду: больше всего в Татарку, Листвянку, Огнёву заимку и  Ново-Шмакову. Сопоставляя переписи 1862 и 1895 годов, можно увидеть, в какой деревне поселились бывшие жители Безбожной.


ДЛЯ КЛАДОИСКАТЕЛЕЙ И «КОПАТЕЛЕЙ» СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСНО  НАЙТИ МЕСТО, ГДЕ БЫЛА ЭТА ДЕРЕВНЯ, ХОТЬ ОТ НЕЁ НИЧЕГО НЕ  ОСТАЛОСЬ, И ЕЁ ПОКА НЕ НАШЛИ.


Нельзя сказать, что безбожники  жили бедно, в темноте. Они не только вели разгульный образ жизни, пьянствовали, но и очень хорошо занимались хозяйством. Помимо  сельского хозяйства, почти каждая семья вела«чёрный» промысел. Одни  были бондарями, другие делали колёса с железными ободами и гнали дёготь для смазки, третьи ковали великолепные пики, другие гнули сани,  точили посуду, изготовляли домашнюю утварь, ткали холсты, катали  валенки, шили сапоги, занимались пчеловодством и так далее.
Но жители деревни были конокрадами, ворами, разбойниками и прочими неблагонадёжными элементами. Там было много грешников. Они занимались разбойным промыслом. В документе сказано, как ехал по  тракту один купец с большими товарами и множеством золота. На него  напали пятнадцать разбойников, отобрали всё. Их искали несколько  десятилетий, так и не нашли.
К 1900 году деревня Безбожная разъехалась полностью и перестала существовать.

Фото ldk-sokol.ru (Лыткин Андрей)

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: