Говорят, ранние браки недолговечны. Но наша мама Любовь Дмитриевна Бердаус (Барулина) не верила в эти слова. Она любит своего Владимира, и он любит её.
Они поженились, когда окончила техникум, а ему нужно было учиться ещё два года. И не думала тогда, что выходит замуж за парня из деревни, где другие стиль жизни, культура, обычаи.
Она видела многих девчонок – медиков, учителей, которые выходили замуж за деревенских парней и через какое-то время становились почти сельскими. В семье, где ей предстояло жить два года одной, без мужа, были больной отец, мать и двое братьев.
Такая нелёгкая жизнь даже для коренной деревенской девушки! Но мама росла в многодетной семье из рабочего посёлка Дорогино. Было двое сестёр и пятеро братьев, которых воспитывала одна мать. Трудностей она не боялась – умела стирать, шить, варить и многое другое, что унаследовала от своей матери. Первый год проживания в селе был нелёгким. В двухкомнатном домике стояли большая русская печь, обеденный стол, печь-голландка и шкаф для посуды. Вторая комната была спальней – три кровати, висела зыбка для ребёнка. Чем ей только не приходилось заниматься: и доить корову, и таскать воду, и ухаживать за больным свёкром!
Несколько раз хотелось бросить всё и уехать к себе на родину. Со слезами на глазах вспоминала Колывань, свой родной техникум, где она была солисткой народного ансамбля песни и пляски «Юность», поездку в Москву и выступление в Колонном зале Дома Союзов, и другие по городам и сёлам.
И тот день, когда шёл мягкий пушистый снег, который покрыл корявую осеннюю землю, и всё вокруг казалось чистым, белым и загадочным. Первокурсники из группы отца после репетиции в техникуме подошли к центральному парку Колывани. И устроили бой снежками. И здесь, на центральной аллее отец увидел маму.
– Ой! Смотрите! – воскликнул он. – Какая девушка, на артистку похожа! Честно признаться, этими словами история могла бы и закончиться, потому что мама даже не обернулась, чтобы посмотреть на отца. Но, видимо, в тот день судьба выбрала для матери попутчика на всю оставшуюся жизнь. Нарезая круги вокруг мамы, он пытался поймать её взгляд, но раз за разом ему это не удавалось. Складывалось впечатление, что мама отводит глаза специально… Он бросал в неё снежками, пытался заговорить, но мама не замечала его внимания. А затем компания пошла фотографироваться на разрушенном храме. Здесь все взбирались по прогнившим лестницам к куполу, смотрели с высоты птичьего полёта на посёлок. И отец был всегда рядом. Мама вспоминает, что была обескуражена «наглостью» отца: если бы таким образом к ней подошёл кто-то другой, она послала бы его не раздумывая. А почему не отказала отцу? Может, потому, что судьба?..
О чём говорили в первый вечер? Об учёбе, о просмотренном кино. Отец изо всех сил старался поддержать разговор. Для этого он делал умный вид, кивал, а сам тайком, прямо во время разговора, пытался взять её под руку. Так сильно она ему понравилась. Случайная встреча стремительно переросла в серьёзные отношения.
Вот отец везёт маму к родителям. Она шокирована и волнуется, ведь парень впервые знакомит её с семьёй. Старается выглядеть «хорошей девочкой». Перестаралась. Выглядела слишком резвой… А вот мама как бы случайно знакомит отца со своей мамой, братьями. Теперь он волнуется, боится бестактных вопросов о «планах в отношении дочери». Но о планах никто не спрашивает. Родители с обеих сторон принимают их как семейную пару. Это случилось летом. Люба оканчивала учёбу, и нужно было получать распределение на работу.
И однажды отец сказал: «Давай навсегда?». Только двое – только отец и мама – знают, чувствовалось ли в этот момент слабое движение воздуха вокруг них – тихое дуновение крыльев, когда оба они одновременно повернулись и посмотрели друг другу в глаза, когда оба поняли друг друга без слов…
«Да!» – Отец ясно осознал, что больше ни за что её не отпустит! «Давай навсегда!». Мама дала волю чувствам (будь что будет!) и позволила себе сказать: «Да!».
Бракосочетание состоялось в Чулымском районе в 1971 году. И отец пишет такие строчки:
Мы с тобою не венчаны
Куполами церковными,
Записали нас в ЗАГСе,
Что мы стали законными,
Чтоб по жизни шагать нам,
Сцепив руки горячие,
И любить нам друг друга,
Пока станем незрячими.
Может, волею случая
Это всё получилось,
А быть может, пророчество
В нас обоих вселилось?..
И потекли эти длинные однообразные дни и недели. От села до райцентра было почти сто километров по ухабистой, разбитой дороге. В непогоду она становилась просто непроезжей. Телефонная связь была через коммутатор в почтовом отделении. Отец приезжал домой очень редко. Выходные и праздничные дни тогда были короткие, а добираться из Колывани до Базово занимало двое суток времени. Порывалась несколько раз всё бросить и уехать к своей матери. Положить голову на её теплое плечо и забыть всё к чёрту. Но она отгоняла эту наседавшую мысль от себя. Знала, муж бросит учёбу и последует за ней. А ей очень хотелось, чтобы тот получил образование и специальность. Её спасло рождение сына Алексея. Хотя трудностей прибавилось ещё больше. А еще спасали письма, которые они писали друг другу.
В 1973 году отец окончил техникум и был назначен агрономом на отделение совхоза, где мама работала бухгалтером. Через год у них родилась дочь Татьяна. Это были её самые счастливые годы жизни. Дети взрослели, мама работала уже главным бухгалтером в сельсовете, отец – секретарём парткома в совхозе. В 1987 году родилась вторая дочь, Юлия. К этому времени отец окончил Новосибирскую высшую партийную школу, и его переводили в отдалённый Кыштовский район, а у неё в Дорогино некому было ухаживать за больной восьмидесятилетней матерью. Но в стране шагала горбачёвская перестройка, и волею случая семья оказалась в Дорогино, на родине мамы.
Здесь и живут Любовь Дмитриевна и Владимир Ильич Бердаусы с 1987 года. Воспитали троих детей, радуются успехам троих внучек и внука. Мама до выхода на пенсию работала бухгалтером на заводе керамических изделий, отец – начальником отдела кадров на том же заводе, а затем до ухода на заслуженный отдых – главным земельным инспектором администрации Новосибирской области.
Дети выросли. Сын – энергетик, старшая дочь Татьяна – адвокат, Юля окончила НГУЭУ, работает в Дорогино специалистом «Жилдомэнергосервиса». Внучка Анастасия занимается бизнесом, живёт в Москве, увлекается живописью. Внучка Рита работает в Новосибирске. Внучка София учится во втором классе, а внуку Славику 6 лет.
«Меня радует, – говорит мама, – что дети живут дружно, всегда приходят на помощь друг другу. Родительский дом – это их гнездо, из которого они выпорхнули, но всегда хотят побыть в нём, ощутить родительское тепло и ласку».
В 2021 году родители отметили золотую свадьбу, а в 2024-м у них совместный юбилейный год – 150 лет на двоих (75+75).
Мама по-прежнему участвует в художественной самодеятельности в Дорогинского ГДК, поёт в ансамбле, пишет стихи. Отец тоже пишет стихи, рассказы, которые печатаются в нашей газете «Черепановские вести», в вестнике «ЗОЖ» и других изданиях.
Любят путешествовать. Уже на пенсии побывали на Байкале, в Санкт- Петербурге, на Кавказе, в Сочи, в Горном Алтае. Мечтают покорить Крым.
А расхожее мнение о том, что со временем любовь в лучшем случае превращается в привычку, – всего лишь заблуждение тех, кто ничего ещё не знает о зрелом возрасте. Наши отец и мама пронесли свою любовь через десятилетия. Она по-прежнему живёт в их глазах, сквозит в каждом жесте, хотя говорить о чувствах им неловко, как и позировать для фото. За всё время, что они прожили вместе, деля друг с другом радости, испытания и повседневные заботы, их отношения стали только полнее и крепче той влюблённости, которая вспыхнула между ними в самом начале. Их чувства достигли иного, глубинного горизонта – признательности другому за поддержку и помощь, за новое открытие самого себя и возможность стать лучше.