Искусство, творчество – это всегда себя напоказ, честный взгляд в глаза правде, приятной или шокирующей, и искренний диалог если не с миром, то с самим собой в любом случае. Те, для кого это не просто увлечение, а образ жизни, успевают много раз осмыслить и переосмыслить то, чем занимаются, поэтому им всегда есть что рассказать окружающим. Говорят обычно на том языке, на котором привыкли: вокалисты – голосом, танцоры – движениями, режиссёры и сценаристы – словами героев и сплетениями сюжетных линий, и так далее. Даже писатели и поэты, казалось бы, общаются с читателями с помощью слов, но и эти слова, как правило, – не то или не только то, чем кажутся. И всё же, что расскажет о своём творчестве человек, если застать его вне этого самого творчества и просто по-человечески поговорить? По случаю Дня работника культуры своими мыслями о профессии, о сфере творчества, о характере зрителя, своих источниках вдохновения и жизненных целях делятся культработники, педагоги районного социально-культурного центра имени С. А. Жданько.
Евгения Балабаева,
руководитель образцового коллектива вокальной студии «Капитошка» районного Дворца культуры и заслуженного коллектива народного творчества Новосибирской области Шурыгинского народного хора, а также народного коллектива вокального ансамбля «Ярославна» (с. Ярки):
– Мне было пять лет, когда мама впервые отвела меня на занятие по вокалу. Сколько ни спрашивала – почему, она сама не может точного ответа дать, ей просто показалось это хорошей идеей. Никогда в жизни на меня не было давления со стороны взрослых в плане самоопределения: меня поддерживали, но не заставляли этим заниматься. А когда мне было около десяти лет, мама, изначально медик, оставила медицину и тоже пришла сюда. Сейчас она художник по костюмам в нашем Дворце культуры. Так что это как будто бы я её сюда привела, а не наоборот.
Потом обрастала образованием: колледж культуры, специальность психолога, музыкальная кафедра педагогического института. Преподавать вокал – это для меня была сама собой разумеющаяся ступенька в развитии. Мне предложили попробовать набрать коллектив детей – было страшно: одно дело, когда учат тебя, а другое – самой обучать, работать с живыми людьми. Но ничего, в этом году «Капитошке» исполняется пятнадцать лет, и я горжусь своим коллективом и тем, что я его привела к таким результатам. Скучаю, конечно, по каждому выпуску, по каждому ребёнку. Очень буду скучать ещё в будущем, потому что у меня скоро выпустятся те, кто пришёл ещё в пятилетнем возрасте. Но с выпускниками связь не теряем, созваниваемся, списываемся, встречаемся. Меня радует, что многие идут дальше в культуру, примеряют это на себя как профессию, а не только как хобби.
Часто можно услышать от скептиков: что в этой культуре делать, как зарабатывать? Родители своим детям такое нередко говорят. Это такая боль! Мы с этим постоянно боремся. Самое главное, что есть люди, которые понимают: профессия культработника – очень серьёзная, мы безумно много затрачиваем энергии, устаём после концертов даже не физически, а морально. Зритель ведь очень чувствителен к фальши: если артист просто играет, но не выкладывается, он это почувствует. Поэтому после мероприятия сидишь как выжатый лимон, но счастливая, понимаешь, что сделала всё как надо!
Екатерина Аношина,
руководитель народного коллектива вокального ансамбля «Камертон», дуэта «Двоеточие», трио «Аккорд» и детской вокальной группы «Фантазия»:
– Это и работа, и призвание, но зарабатывание денег точно не должно быть единственной причиной идти в культуру. Решающую роль играет эмоциональное удовлетворение: да, есть такие профессии, где можно без особого удовольствия справляться со своей работой, но здесь так не бывает. Конечно, никто не пойдёт работать за идею, но и все эти высказывания про низкие зарплаты тоже во многом преувеличены.
Если говорить о предпочтениях в работе, то моя деятельность состоит из преподавания и собственно самореализации как артиста, и я уже с трудом представляю себе одно без другого. Есть мнение, что в преподавании артист не развивается, я с этим не согласна и считаю, что любая профессиональная активность полезна.
Тем не менее, если ты хорошо поёшь, это само по себе не значит, что сможешь научить этому других, так что преподаванию пришлось, конечно, учиться отдельно. Поэтому порой возникает чувство, будто у меня две профессии одновременно. Кроме того, я по-прежнему в процессе становления как учитель, ещё не наступил тот момент, когда я поняла, что у меня всё получается. Да, я мысленно отмечаю отдельные свои достижения, но хороший ли я педагог в целом – это для меня вопрос. И возможно, это и хорошо для учителя, и так теперь будет всегда, просто нужно привыкнуть к этому вопросу и стремиться к идеалу.
Если предположить всё же некий ультимативный выбор между деятельностью артиста и преподавателя, от которого я не смогу уклониться, то выберу сцену. Это хорошо, что я передаю кому-то свой опыт, выпускаю таких же вокалистов, но я всё же в детстве пришла сюда петь, а не учить, и именно это мне дорого. Но вообще, конечно, надеюсь, что такого выбора у меня никогда не будет и я всегда смогу совмещать.
И ещё о предпочтениях: часто петь хочется далеко не только то, что приходится. У нас здесь всё же есть определённые правила, мы районный культурный центр. А хочется свободы: допустим, понравилась тебе песня, любая, услышала где-то и хочешь исполнить. А она сюда не подходит, не можешь ты её спеть со сцены РСКЦ. В голове у себя прокручиваешь, напеваешь, а со зрителем поделиться – никак. А свои переживания, эмоции хочется именно разделить со зрителем…
Но, несмотря на это, ничто не заставит меня уйти из профессии. Даже если я уйду из нашего Дворца культуры по каким-то причинам, найду себя в другом месте, и это всё равно будет сфера культуры. Больше себя нигде не вижу.
Елизавета Почтарь,
руководитель фольклорного ансамбля «Верея» в районном Дворце культуры, преподаватель в Черепановской детской школе искусств:
– Я самая маленькая в коллективе, пришла в конце прошлого года и очень рада, что мои старшие товарищи служат для меня таким хорошим примером. В школьные годы занималась в Доме детского творчества и Дворец культуры воспринимала как такую большую сцену – идеал, предел, дальше которого невозможно зайти. Поэтому всегда стремилась сюда, хотела здесь выступать.
В РСКЦ я задержусь если не навсегда, то точно надолго. Ехала сюда с определённой целью – «поднять», если так можно выразиться, народное творчество в Черепаново. Имею в виду – приблизить к аутентичности. Мы привыкли воспринимать народное как универсальное: вот русская народная песня – значит, её как бы весь народ сообща и сочинил. Но любая песня имеет свою историю, она где-то зародилась, в каком-то конкретном регионе со своими конкретными особенностями. И не только песни. Костюмы, например, тоже разные, их особенности зависят уже хотя бы от климата, а нам кажется, что народный костюм – он и есть народный костюм, как будто универсальный. Вот и хочется вспомнить истоки, напомнить о них зрителю. Понятно, что только моими стараниями здесь не обойтись, но мне хочется внести свой вклад.
Что касается преподавания, тут у меня бывает порой ступор: меня уважают и поддерживают и коллеги, и ученики, и их родители, я благодарна им за это, но у меня в голове ещё, видимо, не сработал какой-то переключатель. Я молодая, у меня всё ещё мало опыта, поэтому если у других есть какие-то свои точки роста, то у меня вся работа – это одна сплошная точка роста.
Но всё впереди. Я хочу, чтобы дети, если захотят дальше идти в народное вокальное творчество, были образованы, хочу подготовить их как можно лучше, чтобы им в будущем было легче. Мне ещё в силу возраста хочется, конечно, всего и сразу, но тем не менее в этих целях я уверена.
Татьяна Прокопьева,
руководитель народного вокального ансамбля «Поющая душа», детского ансамбля «Радоница», учитель музыки в Пушнинской школе:
– Невозможно провести границу, отделяющую работу, культуру от всей остальной жизни. Всё смешивается, сливается воедино. Даже если на какой-то промежуток времени прекращаешь заниматься любимым делом, потом всё равно появляется желание, тянет на сцену. А меня сейчас тянет ещё и в школу, к детям – работаю учителем музыки в Пушном. И очень рада, что всё сложилось именно так. В культуре меня держит возможность самовыражаться. Иметь свой взгляд на творчество, реализовывать себя. Петь, воплощать свои идеи на сцене – это очень здорово. А видеть результат своих усилий, энергетическую отдачу, восторг участников коллектива, благодарность зрителя – это дорогого стоит.
Я думаю, что детей, которым интересна сцена, нужно обязательно в этом поддержать. Многие по-настоящему талантливые дети в какой-то момент уходят из этой сферы, ищут себя в чём-то другом, и это очень грустно, и хотя бы поэтому важно помогать им, поддерживать в них интерес и мотивацию. Кто-то говорит, что для этого нужен обязательно какой-то дар, что есть одарённые, а есть «простые смертные», – я сразу вспоминаю, как выступала в Искитиме вместе с Надеждой Бабкиной. На экранах человек воспринимается по-особенному, но после беседы с ней за кулисами я поняла, что она такой же обычный человек, как я, как мои коллеги. Никаких границ нет, мы все так можем. Вера в себя, целеустремлённость вопреки всему дают возможность нам идти вперёд и быть неповторимыми.
Данил Ульянов,
педагог-репетитор ансамбля танца «Чародеи» и народного коллектива балета «Элегия»:
– Чем больше танцуешь, тем больше номера усложняются – из года в год. Во втором классе какая-нибудь условная плясочка тебе кажется невероятно сложной, думаешь, что сложнее уже не будет. Но с каждым годом эта планка поднимается. Хореография ведь сама по себе тоже развивается, не стоит на месте, увеличивается нагрузка, темп, меняется характер музыкальной культуры. Думаю, каждый танец – это в какой-то степени этап сложности, который ты должен пройти, и с каждым разом будет всё сложнее и сложнее, это никогда не закончится.
Преподавать – это тоже про понятные трудности. Особенно когда сам молодой, дети не сильно тебя обогнали, а тут ещё и взрослый состав. Но потом постепенно вливаешься в эту среду, и всё становится хорошо. Быть педагогом – это каждый день новые испытания. Казалось бы, это не школа, куда ребёнок должен ходить, хочет он того или нет, – сюда дети приходят именно потому, что сами хотят. Но, несмотря на это, лень тут точно так же есть. Есть ученики со способностями, хорошими природными данными, а заниматься не хотят. А вот ребёнок, у которого таких данных нет, изо всех сил старается и выкладывается. Настраиваешь одного на то, что нужно стараться, другого – на то, что всё получится. Без индивидуального подхода тут никак. И проблемы домашних заданий тоже есть: когда ставишь определённый номер или даёшь материал, ты должен быть уверен, что дети придут на следующее занятие и вспомнят это, что у них это закрепится.
Мне очень нравится, что я могу видеть их успехи, большая часть которых ещё впереди. Это так классно, когда даёшь материал, а дети от него кайфуют! Вот это и вдохновляет работать дальше.
Елена Шарикова,
руководитель ансамблей танца «Ассорти» и «Фантазия», балетмейстер РСКЦ:
– Прежде чем вернуться в Черепаново, я успела поработать и в Новосибирске, и даже за границей. Но, в конце концов, всё равно потянуло в родные края. Здесь свой путь начала в Пятилетском и Искровском СДК – и там, и там была балетмейстером. Сейчас моим главным рабочим пространством остаётся Пятилетский СДК, там у меня ансамбль танца «Фантазия», и добавился районный социально-культурный центр. В 2023 году ансамблю танца «Ассорти» исполнилось 10 лет, их очень много – около 90 учеников от 4 до 15 лет. За время существования коллектива был уже не один выпуск. У меня есть две выпускницы – Алина Власова и Анастасия Минх, они сейчас учатся в Алтайском государственном институте культуры, на отделении современной хореографии, и собираются вернуться в район, так что и за новое поколение культурных работников не переживаю, передаю эстафету в надёжные руки.
Конечно, постепенно меняюсь, в том числе и на свою деятельность смотрю не так, как раньше. Сразу после колледжа хотелось ещё самой подольше потанцевать в каком-нибудь профессиональном театре, коллективе, побыть на сцене, но это продолжалось недолго, каких-то настоящих, больших планов остаться в Новосибирске или ещё куда-то переехать не было. Гораздо интереснее отмечать своё развитие здесь: возвращаясь туда, где вырос, ты понимаешь, что раньше был только частью этого творческого процесса, а сейчас ты его создаёшь.
Оставаться частью вообще-то тоже по-прежнему хочется, и пока получается совмещать работу руководителя с собственными выходами на сцену. Но этот выход ощущается теперь иначе – как-то серьёзнее, взвешеннее. Я рада, что такая возможность у меня есть, пользуюсь ею с удовольствием.
А глобальная цель одна – развивать свой коллектив, взращивать новое культурное поколение и стремиться к тому, чтобы мои выпускники достигли высоких результатов в хореографии и уже приезжали сюда как профессиональные педагоги, делясь своим новым опытом.
Старания и талант этих людей, как всегда, не остались незамеченными: торжественное мероприятие, посвящённое Дню работника культуры, прошло в РСКЦ имени С. А. Жданько 22 марта. Более шестидесяти человек получили заслуженные награды от губернатора Новосибирской области, региональных Законодательного собрания и министерства культуры, главы района, районного Совета депутатов и Дворца культуры, а также областной федерации профсоюзов и общероссийского профсоюза работников культуры. Отметили победителей конкурсов, проходивших в прошлом году среди учреждений: с призовыми и победными местами за активное участие в творческой жизни района, в конкурсе на лучший сценарий от методического отдела РСКЦ и в традиционных «Черепановских самоцветах» поздравили Дорогинский ГДК, Ярковский, Искровский, Пушнинский, Огнёво-Заимковский СДК и районный Дворец культуры.
– Тяжёлый труд, когда, несмотря ни на какие жизненные передряги, ты должен улыбаться и нести людям радость, – обратилась к коллегам директор РСКЦ Ольга Николаевна Ольховик. – Со стороны кажется, что петь и плясать – ни в какое сравнение с другими профессиями, а на самом деле это не менее сложно и тяжело. Наши коллективы продолжают отлично с этим справляться, не только выступать у себя дома, но и выезжать в другие города. И, кстати, ещё ни разу не было, чтобы из таких поездок возвращались без лауреатства – всегда занимали какие-то места. Хочу вас поздравить, уважаемые коллеги, и поблагодарить за то, что вы делаете. Знаю, что вас часто захлёстывают эмоции, когда что-то получается или не получается, когда трясёшься перед концертом – но всякий раз, уже успокоившись, понимаешь, что всё прошло хорошо, всё получилось. Желаю вам, чтобы и дальше всё получалось.
К поздравлениям присоединились заместитель главы района по социальным вопросам Наталья Анатольевна Вяткина, депутат районного Совета Виталий Викторович Гребенщиков, председатель местного Союза женщин Галина Ивановна Чернякова, старший методист информационного отдела РСКЦ Елена Геннадьевна Бушко, председатель местного отделения общероссийского профсоюза работников культуры Инна Владимировна Белик. Передали поздравления и от главы района Сергея Николаевича Овсянникова.
Сотрудники РСКЦ объявили о планах открыть арт-объект под названием «Дерево жизни» в качестве подарка району на столетие. В рамках проекта были изготовлены небольшие фигурки птичек, их подарили почётным и заслуженным работникам культуры области и России, людям, внёсшим вклад в культурную жизнь района. Это Ольга Николаевна Ольховик, Елена Геннадьевна Бушко, Валентина Глебовна Рощепий, Ирина Артуровна Печенникова, Елена Владимировна Стародубова, Галина Михайловна Каюкова, Татьяна Алексеевна Плахотич. Обладателям фигурок предлагается в день празднования столетия района, когда дерево уже будет готово, посадить птичек на его ветки – позволить им символически «слететься» в родные края.
Возможно, такими птицами чувствуют себя все местные культработники, которые предпочли работать именно дома, вдохновляясь родными стенами. Тем, кого это по-настоящему заряжает энергией, остаётся пожелать неиссякаемого энтузиазма и регулярных, с каждым разом всё более классных достижений!
Владислав Филькин.
Фото автора, Екатерины Рундаевой и из личных архивов героев публикации.