Медведск никогда не отличался спокойной жизнью. Это крупное село, расположенное между Черепаново и Линёво, с населением около 2 тысяч человек. Здесь кипит жизнь: неподалёку работает щебёночный карьер, есть крупное сельскохозяйственное предприятие, функционирует отделение милосердия, школа, детский сад, клуб, амбулатория, магазины. Это комфортное место для жизни: есть всё, кроме городской суеты. Но последние несколько месяцев сельскую тишь заглушил грохот грузовиков.
Прямо «за огородами» Медведска началось строительство железнодорожного пути. Нужен он для работы ООО «Разрез Богатырь», что собирается добывать уголь из недр Черепановского и Искитимского районов. Сама по себе новость о создании ещё одного крупного предприятия здесь многих обнадёживает – это новые рабочие места, доходы, а значит, и село будет полниться, развиваться и жить. Но неудобства, которые приходится терпеть ради этого, непомерные.
Для отсыпки железной дороги нужен щебень и, слава богу, в местном карьере его завались. Возят круглосуточно прямо через всё село, превратив жизнь местных жителей в ад. «Ни в ночное, ни в дневное время работа не останавливается, – рассказывает Екатерина Туняк. – Дома просто невозможно отдыхать. Если из карьера машины едут тише, то на обратном пути пустые кузова издают такой грохот и лязганье, что мы практически перестали нормально спать».
Впрочем, проблемы со сном можно пережить: обещают, что они временные – всего лишь до тех пор, пока дороги не закроют для большегрузов (случится это с 18 апреля). Гораздо страшнее то, что из-за небывалой нагрузки на асфальт он на всём своём протяжении открывается трещинами, ямами и рытвинами. Речь идёт прямо о центральной дороге, которая проходит мимо школы, сельсовета, Дома культуры, центральной площади, включает в себя три моста и уходит на Листвянские Шахты. По этой дороге многие медведцы ездят на работу в cоседний Искитимский район – на личных автомобилях, на служебном транспорте, на такси. С недавнего времени из-за деформации асфальта таксисты завышают стоимость поездки в Медведск, а некоторые вообще отказывают в услуге. На днях и служебный автобус «Сибирского Антрацита» предпочёл ждать сотрудников перед въездом в село.
Медведцы почти с самого начала перевозок забили тревогу. Ведь здесь ещё и вопрос безопасности – далеко не весь маршрут оборудован тротуарами, а дети идут в школу со всего села. Плюс особую тревогу вызывает состояние мостов. «Мы ведь не просим прекратить работу, – продолжает другая жительница села, Анастасия Слонова. – Сделайте технологическую дорогу и возите». Запросы и жалобы были написаны во все инстанции. Территориальное управление автодорог области совместно с Ространснадзором и прокуратурой Черепановского района организовало проверку – установили весовой контроль грузовых транспортных средств, чтобы проверить, как соблюдаются определённые действующим законодательством РФ весовые параметры. Были установлены дорожные знаки, гласящие, что передвигаться здесь могут только грузовые автомобили с нагрузкой на ось не более 5 тонн. Самые пострадавшие участки дороги засыпали, пучинные образования выровняли. Но пока шла проверка, автомобили продолжали эксплуатировать медведскую дорогу, а она – разрушаться. Не на руку ещё и весна, когда дорожное покрытие наиболее уязвимо. Терпение лопнуло окончательно, и 7 апреля жители в отчаянии вышли на акцию протеста – перегородили собой дорогу. На крик души, естественно, не могли не отреагировать власти, и на совместном совещании ТУАДа, Ространснадзора, администрации Черепановского района и Новосибирского карьероуправления было принято решение запретить завоз инертных материалов на период действия весеннего ограничения движения большегрузного транспорта.
Совещание по вопросу полного прекращения движения грузового транспорта по дороге на этот период прошло в пятницу, 5 апреля. Протокол совещания направлен в адрес разреза «Богатырь» и карьера «Медведский».
Сегодня (10 апреля) жители действительно отмечают, что большегрузов, курсирующих по селу, стало меньше. Всё-таки сказались усилия районной власти договориться с руководством карьера о контроле по тоннажу, то есть чтобы загружали машины по норме, а не «сколько влезет», и прекратили ночную отгрузку.
После встречи с жителями редакция адресовала вопросы руководству ООО «Разрез Богатырь» и буквально вчера получила ответ:
«Все работы сегодня ведутся с максимально возможным соблюдением интересов жителей близлежащих населённых пунктов.
На время строительства предприятие вынуждено пользоваться дорогами общего значения, но транспорт двигается по ним, не нарушая правил законодательства: соблюдаются и нагрузка на ось, и скоростные режимы. Увы, но качество дорог всем известно, они постоянно приходят в плачевное состояние – это беда всей области.
Железная дорога позволит избежать серьёзных экологических проблем.
На сегодня транспортировка через с. Медведск остановлена.
С целью снижения социальной напряжённости ООО «Разрез Богатырь» сейчас рассматривает возможность проведения ремонтных работ по восстановлению асфальтового покрытия нарушенных участков автодороги летом текущего года».