Надо же! Никогда такого не было и вот опять. Ставшее афоризмом изречение бывшего премьер-министра страны Виктора Степановича Черномырдина почему-то первое, что пришло в голову. Впрочем, ничего удивительного. Неделя с небольшим всего прошла, как жители села Медведск буквально вышли на улицу в защиту своего покоя и дорог, разбитых в селе вследствие активной деятельности по строительству железной дороги для угольного разреза «Богатырь». «Черепановские вести» рассказали об этой проблеме и событиях в прошлом номере газеты – «Во дают стране угля!». И вот на днях кончилось терпение у жителей рабочего посёлка Дорогино.
Во вторник, 16 апреля, к самому началу рабочего дня примерно полтора десятка женщин и мужчин собрались возле местной администрации – среди них и руководители, и пенсионеры, и работники разных сфер. Повод для встречи с главой посёлка Людмилой Степановной Стаценко, по сути, один: надо что-то делать с разрушением дорог, по которым с осени постоянно возят грузы на строящуюся железную дорогу. Да, Медведск, как и Дорогино, а ещё Карасёво попали в «участки недр» для геологического изучения, разведки и добычи каменного угля, и ООО «Разрез «Богатырь» здесь тоже развернул масштабные строительные работы. Правда-правда, даже дух захватывает: ну кто из нас в обозримом прошлом видел, как сооружается настоящая современная железная дорога?! Часть путей в чистом поле уже проложена, кругом грандиозные металлоконструкции, штабеля шпал, рельсов, несчётное количество строительных вагончиков. Восхищаться бы без конца, если бы не эти досадные «мелочи жизни» – причинение неудобств, пусть временных, жителям ближайших поселений, чьими дорогами «Богатырь», его подрядчики и перевозчики вынуждены пользоваться на время строительства.
Конечно, глупо было бы предполагать какую-либо злокозненность или полное пренебрежение к людям со стороны разреза «Богатырь»: зачем ему ненужные проблемы и негатив по отношению к себе у людей? В случае с Медведском его руководство нам поясняло, что работы ведутся «не только в полном соответствии с нормами и правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, но и с максимально возможным соблюдением интересов жителей близлежащих населённых пунктов». Уверяют также, что транспорт двигается по ним, не нарушая правил законодательства: соблюдаются и нагрузка на ось, и скоростные режимы. Причину происходящего разрушения дорог можно трактовать так: дороги сами по себе сделаны некачественно и пришли бы в негодность без всякого строительства железных путей.
Воможно, наши дороги не рассчитаны на такую интенсивную нагрузку, но люди замечают и другую картину.
– Бывало, в сутки до 80 машин по посёлку проезжало, какая дорога тут выдержит? Грохот стоит, покоя ни днём, ни ночью…
– Посмотрите на дорогу возле вокзала: на ней живого места не осталось, а в прошлом году нормальная была…
– Ездят большегрузы, ограничительных знаков по тоннажу нет, а на ограничения по скорости никто внимания не обращает….
Это всё реплики жителей, пришедших к главе посёлка. Разумеется, Людмила Степановна в курсе, что на провозе грузов используются местные дороги, и без того не в идеальном состоянии находящиеся, и она сообщила людям, что администрация направляет письма руководству карьера и даже получила заверения, что образовавшиеся дефекты будут устранять. Пока холодно и грунт толком не согрелся, ямочный ремонт вести ещё невозможно, выбоины на дорогах засыпаются щебнем.
И всё-таки не только и не столько за этим, бросив все дела, собрались люди и пришли к главе. Как только стал таять снег, обнаружилось невероятное: оказывается, грузы к стройке в какой-то момент принялись возить прямиком по… кладбищу! Тут уже посёлок буквально загудел. Местное сообщество в социальных сетях наполнено гневными комментариями.
«Кладбище – это место, где должен быть покой. У нас что, ничего святого в людях не осталось?».
«Разрешить проезд через кладбище – это уже просто… даже слов без мата на ум не приходит».
«Главе посёлка надо немедленно принять меры совместно с руководством «Богатыря» по ремонту дороги на кладбище. Надо всё засыпать, выровнять. А жителям посёлка выйти на субботник и навести порядок на погосте».
Так что же с кладбищем? С давних пор обычной полевой дорогой, проходящей по краю кладбища, пользовались те, кто хотел, срезав путь, быстро, меньше чем за десять минут, добраться из Дорогино до Посевной. Ну, или наоборот. Несколько лет назад места для захоронений почти не осталось, возникла необходимость расширить кладбище. Надо сказать, дорогинцы подошли к этому с умом и с душой. Вошли в программу инициативного бюджетирования и получили финансирование. Десятую часть средств, требующихся на реализацию проекта, как и положено по условиям, собирали с населения. В итоге отсыпали дорогу от трассы до кладбища, раскорчевали часть посадок густого березняка, выровняли дополнительную территорию, установили туалет на входе и обнесли кладбище металлическим ограждением с въездными воротами. В общем, стало всё, как у людей. Сквозной проезд уже невозможен, а дорога по кладбищу служит исключительно для прощальных процессий или благоустройства могил. И вот представьте: чтобы попасть тем самым заветным коротким путём к месту стройки железной дороги, часть ограждения сняли и принялись возить грузы прямо по кладбищу. Разве можно такое представить? Упокоительное место существует официально, и тут нет никакой дороги.
Теперь есть. Правда, после того, как её превратили в непролазную и непроезжую даже для самих большегрузов, оставили в покое. Может, и нужда в ней отпала. Но теперь по кладбищу к последним захоронениям не попасть – ямы чуть не по пояс.
В посёлке молва обсуждает разный «расклад». Говорят, видели, как подъехали некие мужики, осмотрели кладбище, сняли ограду, и потом пошли грузовики. Другие рассуждают, что местная власть никак не могла разрешить такое. Третьи возражают, что могла позволить, но с условием, что за это потом отгрейдируют дорогу. Ладно, если жителям важно, сами разберутся. В одном все сходятся: в сложившейся ситуации с дорогинскими дорогами явно не проявляет себя должным образом хозяином поселковая администрация.
И в таком выводе они не одиноки. Ещё в январе жительница посёлка Марина Алексеевна Огнёва направила обращение по поводу происходящего с дорогами посёлка, в том числе и с безопасностью движения, в прокуратуру Черепановского района. В подробном ответе прокурор района Е. А. Швидко сообщает о всех результатах проверки. В частности, разъясняет юридическую силу гарантийного письма в адрес ООО «Разрез «Богатырь», полученного администрацией Дорогино. Того самого, о котором упоминала Людмила Степановна Стаценко, с обещанием восстановить дороги за свой счёт.
«Указанное никоим образом не обязывает ООО «Разрез «Богатырь» осуществлять работы по восстановлению дорожного покрытия, повреждённого ими вследствие производственной деятельности, и не даёт никаких гарантий администрации р. п. Дорогино, что работы по восстановлению будут выполнены». Напомнив администрации установленные законом полномочия и обязанности органов местного самоуправления и учитывая, что размер причинённого ущерба ею даже не установлен, прокурор делает вывод, что «вышеуказанное свидетельствует о бездействии администрации Дорогино в исполнении обязанности по содержанию дорожного покрытия в нормативном состоянии и обеспечению безопасности дорожного движения».
Случай, может, и частный, но типичный. Изречение «Пока гром не грянет…» дорогинцы в переписке расшифровывают применительно к себе: «Пока народ не взбунтуется, полпосёлка не ополчится. Зачем до этого доводить?».
Конечно, реагировать нужно было раньше. Сейчас глава посёлка говорит, что составят дорожную карту по восстановлению повреждённого покрытия. Так ведь она нужна до того, как начать важное дело. А уж если забурился в самую яму, тут уже не дорожная карта поможет, а только эвакуатор.
Впрочем, печальный опыт – тоже опыт. Видимо, и для нас стало актуальным учиться цивилизованному деловому общению не только с малым, но и с крупным бизнесом. Понятно, гигантский проект по освоению земных недр – дело государственное, уголь был и остаётся стратегическим ресурсом, и бессмысленно перед фактом артачиться. Но и достойно отстаивать интересы своей территории на основе взаимодоверия и сотрудничества тоже нужно. Он хоть и «Богатырь», но и мы не насекомые какие – раздавил и дальше поехал.
На следующий день после собрания в администрации посёлка в Дорогино приехал глава района С. Н. Овсянников, осмотрел все проблемные участки. Результатом стал ряд поручений и распоряжений. Запретить проезд по посёлку большегрузного транспорта. Установить ограничивающие знаки. До 5 мая привести в нормальный вид кладбище. Во второй половине мая начнётся капитальный ремонт дорожного покрытия от федеральной трассы до посёлка.