Алтайская железная дорога
В начале XX века вплоть до июня 1921 года территория нынешнего Черепановского района почти полностью входила в состав Барнаульского уезда Томской губернии. Уездным городом был Барнаул.
С 1914 года по 1918-й шла Первая мировая вой-на. С современной территории Черепановского района было мобилизовано много мужчин. Условия жизни в Барнаульском уезде заметно ухудшились. Резко повысились цены.
Одновременно с 1912 по 1915 годы на современной территории Черепановского района строилась Алтайская железная дорога.
Длина линии Барнаул – Новониколаевск составляла 180 вёрст. Алтайская частная железная дорога оценивалась в 60 млн рублей.
В 1909 году был составлен и подписан государственный акт о выделении земель под строительство железнодорожной станции Черепаново, и начались изыскательские работы по прокладке трассы железной дороги в нашей местности. От земельного надела деревни Черепановой в 1912 году были выделены земли на строительство железнодорожной станции. Согласно обычаю того времени, станцию поименовали по названию самой близлежащей деревни – Черепановой, на землях которой располагалась железнодорожная станция. На Алтайской железной дороге имелось 22 станции. Станция Черепаново находится на середине пути Новониколаевск – Барнаул.
За лето 1913 года была создана насыпь от Новониколаевска до Бийска и Семипалатинска. На сооружении Алтайской железной дороги трудилось 13 тысяч строителей. В 1914 году началась укладка шпал и рельсов. К середине лета 1915-го строительство дороги в основном было закончено, а осенью того же года по дороге началось движение сначала пассажирских, а потом полногрузных товарных поездов. С заводов прибывали новые пассажирские вагоны, отличающиеся обилием в них света и удобством помещений для публики. Максимальная скорость грузовых поездов предусматривалась 35 вёрст в час.
Гражданская война
В 1917 году свершилась Октябрьская социалистическая революция, но в Сибири события, связанные с ней, начали происходить только в 1918-м.
Летом 1918 года в Сибири произошёл новый политический переворот: власть захватили вооружённые отряды белочехов – бывших военнопленных русской армии, которых царское правительство не успело репатриировать через порты Дальнего Востока. В их руках оказалась вся территория, прилегающая к Транссибирской магистрали и Алтайской железной дороге. Один из гарнизонов, состоявший преимущественно из польских солдат, разместился на станции Черепаново.
В августе 1919 года против войск белочехов и колчаковских отрядов местное население открыло вооружённую партизанскую борьбу. К протесту подтолкнули бесконечные опустошающие реквизиции продовольствия и лошадей у крестьян, проводимые военной администрацией Колчака в самой грубой форме. Другим поводом послужила насильственная мобилизация местной молодёжи в белую армию.
В августе 1919 года крестьянские восстания охватили всю территорию района. Особенно активно работали подпольщики в Верх-Каракане, Шурыгино, Шипуново, Карасёво, Верх-Мильтюшах.
Восставший народ разогнал сельские и волостные земские управы, восстановил советскую власть, создав сельские и волостные ревкомы.
В освобождённых сёлах выступали партизанские руководители, призывали крестьян не давать колчаковцам хлеба, фуража, лошадей, влиться в ряды красных партизан и с оружием в руках бороться за власть Советов.
Ни на минуту не замолкала работа в кузницах: ковали пики и сабли.
«…Черепаново было базой белых, то есть здесь стояли польские и другие части… Сюда привозились из окрестных волостей, сёл и деревень вылавливаемые там приверженцы советской власти… Привозились и без суда и следствия расстреливались… Таких жертв в Черепаново было около 200 человек…» (ГАНО, фонд 1545, опись 1, лист 29).
Осенью 1918 года Новониколаевский комитет большевиков послал по деревням рабочих, своих членов. В Карасёво и в Шурыгино прибыло 5 человек во главе с Крутским. Они тайно начали организовывать бедноту в подпольные группы. В Карасёво и других деревнях подпольные группы приступили к сбору пороха, свинца и дроби, охотничьих ружей. Крестьяне боялись и ненавидели кулаков, белочехов и белополяков, которые стояли по деревням.
Наибольших успехов добились повстанцы под командованием Антона Захаровича Степанова и его заместителя Богданова («Чистякова»), действовавшие вдоль дороги Сузун – Черепаново.
Повстанческие отряды поставили своей целью захватить станцию Черепаново, так как она являлась гнездом колчаковщины: здесь стояли польские и колчаковские отряды.
Однако в целом по фронту перевес в силах был на стороне колчаковцев и интервентов. Исход боёв решали пулемёты и артиллерия.
Этот налёт на Черепаново – событие сравнительно небольшого масштаба, но в общей борьбе с колчаковщиной, в борьбе за советскую власть в Сибири имеет важное значение.
17 декабря 1919 года территория района была полностью освобождена от банд Колчака и интервентов.
19 декабря 1919 года войска Красной армии освободили от белополяков станцию Черепаново. Сразу же был создан ревком и установлена советская власть.
На второй день после изгнания колчаковцев был организован Черепановский Революционный комитет в составе 3 человек: Филипп Кот – председатель, Ф. Ф. Ильин – товарищ председателя, С. Г. Талалаев – член комитета.
Образование Черепановского уезда
Постановлением ВЦИК от 13 июня 1921 года образована Новониколаевская губерния с центром в городе Новониколаевске и Черепановский уезд с центром в г. Черепаново.
Приказом Черепановского ревкома № 1 от 19 июля 1921 года посёлок Свободный был переименован в уездный город Черепаново.
По данным 1920 года, численность населения Черепановского уезда составляла 50 224 человека,
из них:
зажиточных – 1 529 человек;
середняков – 12 325;
бедняков – 13 398;
батраков – 659;
рабочих – 98.
Многие поселения возникли в начале XX века благодаря столыпинской аграрной реформе. В 1910-1925 годах на территории Черепановского уезда имелось 121 крупное и мелкое поселение.
Старейшим промышленным предприятием в районе является Черепановский завод строительных материалов, он возник в 1912 году. В 1920-м завод был муниципализирован и передан в ведение комитета крестьянской взаимопомощи.
В 1916 году зажиточным промышленником, частным лицом Мариупольским, была построена первая в городе паровая мельница. В 1918 году она выпускала 4 000 тонн муки. Уже в 1925-м мельница производила 120 пудов в сутки, и на ней работало 42 человека. Д. М. Цыпес и Фукс также завели мукомольное дело.
С октября 1921 года появилось электричество. Позже, с апреля 1925-го, электростанция была куплена райисполкомом у Обьсоюза (Союз кооператоров) за 16 000 рублей и стала государственным предприятием.