Как стать байкером: практические советы для мотоциклистов

Весна пришла… Прилетели грачи, набухли почки, оттаяли мотоциклисты…

И последние вызывают особые опасения. Ими поделился госавтоинспектор Алексей Сергеевич Чупин. С ним и с бывалым мотоциклистом, стаж вождения у которого более 40 лет, черепановцем Анатолием Ивановичем Гринкевичем мы поговорили обо всех опасностях, с которыми могут столкнуться водители двухколёсных коней.

А. С. Чупин:

«Водители и пассажиры мототранспорта являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения в сравнении с водителями и пассажирами автомобилей. Чаще всего мотоциклисты и пассажиры мототранспорта не используют специальной защиты, зачастую передвигаются без мотошлема».

А. И. Гринкевич:

«Экипировка – вещь необходимая. Во-первых, мотошлем. В нём голова устаёт гораздо меньше, особенно при длительном движении. Если шлем без стекла (визора), обязательно нужны очки. Иначе самая безобидная бабочка, попав в глаз, ослепит. А уж если это будет оса или майский жук – падение гарантировано.

Во-вторых, перчатки. Они недёшевы, но оно того стоит. Частенько смотришь, едет на мотоцикле или на скутере в шлёпках, в сланцах. Это же банная обувь! Нога обязательно должна быть экипирована соответствующим образом – берцами, например. Причём не лёгкими, а из шкуры, с твёрдой подошвой, хорошей шнуровкой. Ещё можно использовать сапоги. Конечно, понимаю, что это дорого, но если есть возможность – приобретайте. Да и вообще: какой мотоциклист выглядит круче – экипированный или оборванный?».

А. С. Чупин:

«Особо волнует передвижение несовершеннолетних водителей на мотоциклах, на спортивных эндуро, питбайках и мопедах. Подростки (иногда даже дети 12-ти лет) ещё не знают правил дорожного движения и подвергают опасности себя и окружающих. Зачастую они управляют мототранспортом, который не зарегистрирован в установленном порядке в ГИБДД, без полиса ОСАГО или технически неисправным.

Автоинспекторы в отношении несовершеннолетних водителей, которые не достигли возраста привлечения к административной ответственности, всё равно применяют «силу закона». В таких случаях прекращается поездка мототранспорта, устанавливается личность и возраст водителя. При наличии правонарушения несовершеннолетний водитель отстраняется от управления транспортным средством, который путём эвакуации помещают на специализированную стоянку, а подросток доставляется в отдел полиции и передаётся для дальнейшего разбирательства инспектору по делам несовершеннолетних. Впоследствии в отдел приглашаются родители или законные представители, и решается вопрос о привлечении законного представителя к ответственности. Параллельно автоинспекторы проводят расследование по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления). И такие факты привлечения родителей были в прошлом, 2023 году».

А. И. Гринкевич:

«Меня управлять мотоциклом учил отец, в поле: трогаться, переключаться, останавливаться. Он и ночью меня вывозил, чтобы я привыкал к темноте. Без его контроля я даже и не пробовал садиться на мотоцикл. А потом шёл мимо ДОСААФ, увидел объявление – записался. Пришёл. Там было два мотоцикла: «Восход» и «Минск». В первый раз сел на «Минск», а он подо мной как испуганная кошка – скачет, вырывается, куда-то несётся. Ну да, освоил его за пару занятий. Сразу понял разницу между тяжеленным «Уралом» и вот этим лёгким мотоциклом. Не нужно обольщаться, что он вроде не серьёзный – вполне способен разогнаться, покалечить и убить».

Корреспондент:

«Алексей Сергеевич, а есть ли у черепановцев возможность выучиться на категорию, которая разрешает управлять мотоциклом?».

А. С. Чупин:

«Проблема обучения на право управления категорий «А», «А1» и «М» у нас действительно существует. На уровне комиссии безо-пасности дорожного движения Черепановского района в прошлом году продумывали возможности такого обучения на базах авто-школ в Черепаново. Однако эти автошколы не имеют соответствующей лицензии, необходимого оборудования и площадок для обучения. Потенциальные водители могут пройти обучение на категории «А», «А1» и «М» в ближайшей от нас автошколе – в р. п. Тальменка Алтайского края, либо в Новосибирске».

Корреспондент:

«А как часто мотоциклисты становятся участниками ДТП?».

А. С. Чупин:

«За весенне-летний период 2023 года всего сотрудниками ДПС было пресечено 173 правонарушения водителями мототранспорта. В том числе в состоянии опьянения – 21 человек, из них три водителя – повторно. Не имели водительского удостоверения категорий «М», «А», «А1» 26 водителей. Основным правонарушением остаётся управление мотоциклом водителем без застёгнутого мотошлема – 42, управление незарегистрированным мототранспортом в установленном порядке – 19.

Большая часть ДТП с участием мототранспорта произошла на улицах города Черепаново.Основные причины: несоответствие скорости конкретным условиям, нарушение расположения транспортного средства на проезжей части, нарушение проезда перекрёстков и сопутствующие нарушения – это управление лицами, не имеющими водительского удостоверения категорий «А», «М», управление в состоянии опьянения».

А. И. Гринкевич:

«Даже самый большой мотоцикл всё-таки маленький. И нас на дороге многие не видят. Нужно всегда об этом помнить. Часто на дороге встречается перепад высот, где видимости никакой. Таких мест сколько угодно даже в нашем, казалось бы, равнинном районе. И тут многие совершают ошибку – идут на обгон, а там «встречка». Кроме этого, чтобы избежать аварийных ситуаций, обращайте внимание на то, как впередиидущий себя ведёт: по габаритным огням можно считывать полностью всю дорогу: вот он пошёл вниз, вот загорелись его стоп-сигналы, вот замигал поворот… Знайте, что даже в пасмурный день транспортное средство отбрасывает тень на дорогу – по асфальту движется тёмное пятно. Обращайте на это внимание».

Корреспондент:

«Но ведь хочется иногда проехать очень быстро, нарушить скоростной режим? Как говорят, получить адреналин…».

А. И. Гринкевич:

«Древнегреческий философ Эпикур сказал примерно следующее: избегайте удовольствий, которые могут принести большие страдания, и не избегайте страданий, которые могут принести большее удовольствие. Сопоставляйте. Зашуметь погромче, рвануть – ничего интересного в этом нет. Никаких умений для этого не надо, для этого даже и смелость не нужна. Да, конечно, хочется иной раз разогнаться. Я делаю так: выезжаю на участок, где нет интенсивного движения, проезжаю его взад-вперёд, смотрю, нет ли на дороге ям, палок, камней, обращаю внимание на видимость. Затем выбираю позицию – никого нет, рванул, разогнался, проехал. Но это такое слабенькое удовольствие. Вот сделать 855 километров за день или спуститься в дождь с Кату-Ярыка на одиночке – ради этого стоило родиться».

 

Фото автора и Василия Лаптия.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: