Суть предлагаемых изменений изложил на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям первый заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области Андрей Шинделов. По его словам, областная программа «Комплексное развитие сельских территорий» приводится в соответствие с госпрограммой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Вводятся понятия «сельская агломерация» и «опорные населённые пункты», конкретизируются направления, на которые выдаются субсидии, предусматривающие реализацию проектов комплексного развития сельских территорий. А также вносятся изменения в условия предоставления муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.
В числе прочего предлагается увеличить предельный размер субсидий на реализацию проектов, связанных с созданием комфортных условий проживания на селе (с 2 млн руб. до 3 млн руб.).
Существенные изменения вносятся в порядок реализации проектов по инженерному обустройству и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку. В дополнение к ранее существующим условиям необходимо предоставить реестр проектов компактной жилищной застройки и план развития жилищной застройки; реестр потенциальных застройщиков (информация о застройщиках, планирующих осуществить застройку не менее, чем на 50% участков на территории, на которой реализуется проект компактной жилищной застройки). В случае непредставления реестра застройщиков до 1 октября года подачи заявки, проект исключается из заявки на реализацию.
«Как изменится ситуация в сельских районах с обеспечением жильём? – спросил заместитель председателя комитета Роман Яковлев. – Хочу напомнить, что в прошлые годы жильё на селе строилось в ничтожно малых количествах. Сколько лет пройдёт до того, когда новые дома для селян будут готовы?».
Андрей Шинделов обратил внимание на объективные трудности, тормозящие строительство жилья на селе, – в частности, на отсутствие квалифицированных застройщиков. Тем не менее в настоящее время возможности для приобретения жилья в рамках программы расширяются. Если раньше речь шла только об индивидуальном жилищном строительстве, то сейчас жильё приобретается и в многоквартирных, и в блокированных домах. Это, безусловно, облегчит получение гражданами доступного жилья на сельских территориях», – рассказал Андрей Шинделов.
Депутат Александр Тепляков просил пояснить, в каких районах активно идёт работа по программе комплексного развития сельских территорий.
По словам Андрея Шинделова, в настоящее время утверждён перечень из 23 опорных населённых пунктов, расположенных вне границ агломерации, на базе которых планируется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения.
«Есть такие населённые пункты в нашей области, для развития которых не хватает имеющихся у них территорий, – отметил депутат Андрей Биль. – Предусмотрен ли рассматриваемой программой перевод рядом находящихся земель сельхозназначения в границы населённых пунктов? И если нет, какой вы видите выход из сложившейся ситуации?».
Замминистра сельского хозяйства ответил, что в полномочиях рассматриваемой программы отсутствует возможность менять границы населённых пунктов. Но существует госпрограмма по поддержке сельсоветов, по которой финансируются кадастровые работы и межевание невостребованных земельных участков. Каждый муниципалитет может заявиться на эту программу, провести кадастровые работы и межевание.
Подводя итог обсуждения, председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин предложил вернуться к обсуждению комплексного развития сельских территорий в мае или в июне. «И давайте обсудим не выполнение госпрограммы, а шире – общую ситуацию с сельскими территориями как таковыми, – подчеркнул Денис Субботин. – Газификация идёт по отдельной программе, дороги, спорт, образование, здравоохранение – тоже по отдельным программам. Мы хотим понять, что реально делается по каждому конкретному району. И порекомендовать муниципальным образованиям создавать в составе администраций структуры, способные решать все вопросы, связанные с участием в госпрограммах, в том числе по комплексному развитию сельских территорий. И ещё одну проблему обсудим на этом заседании комитета. У нас есть агломерация, у нас есть опорные населённые пункты. А как будут развиваться остальные сельские территории которые ни в агломерацию, ни в опорные пункты не вошли? Думаю, надо задать этот вопрос федеральным властям». Депутаты предложение поддержали.