«Обращаемся к вам с нашей болью. Жители улиц Спирякова и Лермонтова в районе заправки «Скиф» уже много лет страдают от весенних и летних наводнений. Дворы и местные огороды заливает. У некоторых вода стоит прямо в доме. Сколько ни обращались в городскую администрацию, проблема, по большому счёту, не решается. Если бы только знали люди, как нам тяжёло и как устали от безысходности, сколько неудобств для нас весной при таянии снега и в дождливые дни летом! Надеемся, что нас услышат, и власти примут необходимые меры».
Под этими молящими о помощи строками подписались жильцы десяти домов. И всё же они не передают всей той тяжести, напряжённости, отчаяния людей, живущих в этих условиях много лет.
В одном из домов живёт Лариса Николаевна Морозова. Увидев на пороге гостей, приехавших расспросить об их проблеме, едва сдерживает слёзы. До такой степени женщина уже отчаялась. По всей ограде прорыты ручейки. И даже сегодня, когда светит солнце, и с неба ничего не капает, по этим ручейкам бежит вода. Через сарайчик протекает небольшая речушка, погреба пришлось завалить, там вода стояла. В ограде резкий, перебивающий все остальные запахи, смрад болота.
– Вы бы видели, что здесь происходит весной или в дождливые дни, – переполняют эмоции женщину. – Бурлящие реки текут по всей ограде. Уровень такой, что вода через отдушины льётся под дом, поднимается до самого пола. Когда дождь, к примеру, перестаёт, она вытекает из подпола через те же отдушины. У меня муж парализованный дома лежит, дышит этой сыростью. И ничего сделать не можем. 50 лет живём здесь с мужем, такого раньше не было.
Ограда одной стороной примыкает к территории ДРСУ. Там за забором организация складирует щёбенку и другие материалы. Раньше уровень её территории был ниже, и вода к Морозовым так не текла.
В огороде Ларисы Николаевны непривычно пусто. Есть правда грядка огурцов.
– Вот, помидоры высадила недавно, – говорит хозяйка. – Жалко, рассада стояла дома. Вырастут-нет, не знаю. Боюсь, вымокнут. Про картофель вообще можно забыть.
Всё остальное пространство зарастает травой. Нечто подобное и у соседей. Конечно, расти здесь толком ничего не будет. Идёшь по огороду, а из-под ног вода проступает. По периметру женщина тоже прокопала ручейки. Вода с территории ДРСУ и сейчас бежит.
Через дорогу дом Анатолия Шепетовского. Добротное кирпичное строение, того и гляди, скоро рухнет. В короткое время всё здание вдруг пошло трещинами. Сначала обрушилась часть кладки одного угла, затем второго. Отмостка постепенно стала уходить под дом.
– Приехал недавно после дождя, в ограду не зайти – воды по колено, – говорит мужчина. – В доме до пола вода не достаёт какой-то сантиметр, а про огород и вовсе молчу. Ещё несколько лет назад по весне талая вода за неделю уходила, к июню и в подполе от неё следа не оставалось. А сейчас всё лето стоит. Раньше стекала к нам только по улице Спирякова, а теперь ещё и с Партизанской. В нашем закутке эти две «реки» и встречаются. Дом уже не восстановить, его только разломать и вывезти на свалку.
Во дворе и сегодня стоят лужи, а вокруг дома и вовсе водная гладь не исчезает, словно дом на озере. В огород не выйти, там болото образовалось. В соседнем дворе, где небольшой брошенный домик, уже вовсю растёт камыш. Ещё в прошлом году он был обитаемым.
– Здесь молодая семья жила, – поясняет Анатолий. – У них ребёнок родился, а как после очередного дождя даже детская кроватка оказалась в воде, семья в тот же день уехала, теперь где-то снимают жильё.
Жители этого небольшого района прекрасно понимают, что живут в городе, который географически расположен в болотистой местности. В Черепаново, особенно в западной его части, грунтовые воды находятся близко к поверхности. Но такого кошмара раньше не было. Большая вода была временной, недолгой проблемой. А теперь она стала постоянной.
Причину жители бедственных домов видят в первую очередь в том, что появилась заправочная станция. Именно с её появлением постепенно, из года в год, вода стала подступать к домам. При строительстве отсыпали участок, подняв его уровень выше дворов, а вот должного водоотвода не сделали.
– Там лежат две трубы, одна из которых уже забита, через неё и вода не течёт, у второй тоже пропускная способность маленькая, – предполагает Анатолий Шепетовский. – Некуда воде деваться, вот она к нам и бежит.
Люди забили тревогу, обращаются в администрацию города. Приезжали, смотрели, даже обещали лотки положить, только когда это будет, никто не знает, да и решит ли это проблему жителей – никто не уверен.
В администрации города про беды жителей знают.
– Года полтора назад предлагали людям помочь засыпать огороды землёй, чтобы поднять, но они отказались, – говорит глава города Евгений Александрович Гребенщиков. – Как вариант, чтобы вода текла не к домам, а ниже по улице, предлагали, чтобы «Коммунальщик» прорыл арыки, уложил трубы. Люди опять отказались. В этом году вопрос стоит особенно остро. Высокий уровень грунтовых вод в связи с погодой – по всему городу. 70% огородов в западной части Черепаново не возделывается этим летом, нет возможности из-за влаги. Конечно, предложенные решения не избавят от проблемы. Единственное, что поможет, – централизованное водоотведение, водопонижение. Работа в этом плане ведётся. На сегодня отторгован первый этап, определился подрядчик. Но зайти работать он сможет только осенью, когда грунтовые воды понизятся.
Предложенная помощь в виде канав для отвода воды не решит проблемы, в этом на сто процентов уверены жильцы домов. Она и сейчас стоит и никуда не уходит из ручейков, которые делают люди. Именно поэтому и отказались. В один голос говорят: канавами только перероют всю улицу, а воде-то всё равно некуда идти.
Эффективный способ решения проблемы жителей улиц Лермонтова и Спирякова не сиюминутный. Для этой работы нужен не один год, чтобы сделать нормальное водоотведение. Только беда в том, что у некоторых этого времени нет. Кирпичные дома разваливаются на глазах, деревянные гниют «не по дням, а по часам», да и люди постоянно находятся в помещениях с высокой влажностью, от чего возможно появление разных заболеваний.
Да и, если честно, – время было. Не первый же год ведут дискуссии по этому поводу городские власти и жители тех несчастных домов. Наверняка стоило заняться водоотведением в первую очередь именно там. А так – за много лет переливали из пустого в порожнее, сколько воды утекло, а проблема осталась. Только в этом году она с головой утопила людей, поставив их на грань выживания.