Школьник из Майского знает, как «починить» города

Во вторник утром Всероссийское общество «Знание» разослало пресс-релиз о том, что определены финалисты номинации «Школьники» Всероссийского конкурса «Знание. Лектор-2024» – флагманского проекта, позволяющего в каждом регионе выявлять талантливых просветителей и создавать возможности для их профессионального роста в этой области.

Финалисты поедут учиться публичным выступлениям в Международный детский центр «Артек» в сентябре и получат шанс стать лекторами общества «Знание». В отборе участвовали 5 250 подростков из всех регионов России, а в числе финалистов – пять школьников из Новосибирской области, и один из них – Юрий Мочалов из Майской средней общеобразовательной школы Черепановского района.

В самых разнообразных конкурсах часто участвуют черепановские дети и радуют нас своими победами и достижениями тоже нередко. Но чтобы 14-летний подросток претендовал на возможность просвещать других в масштабах всей страны – такого не припоминается…

 

– Юра, это к тебе пришли!

Когда в ухоженном дворике на улице Молодёжной в Майском навстречу вышел обычный паренёк в шортах и бейсболке, ну ничто в нём не намекало на, возможно, в скором будущем лектора Всероссийского общества «Знание». Пока он не заговорил. Это речь человека, который будто только и делает, что выступает публично. Говорит сжато, ёмко, никогда не подыскивая слова, ответы на вопросы чёткие, исчерпывающие. При этом есть в нём обаяние, слушать его интересно.

На проекте общество «Знание» Юрий Мочалов прочитает лекцию о том, как сделать дорожное движение в российских городах безопасным для всех.

– Почему вдруг эта тема, Юра?

– Потому что я увлекаюсь урбанистикой. Весной на Ютюбе попал на Аркадия Гершмана, работающего в этой теме, – «Как починить города?» и прочее. Мне понравился и его контент, и то, как он его подаёт. И потом, эта проблема и мне «родная». Вот наш город Черепаново. Население с годами сокращается, люди уезжают. Почему? Будем честны: город выглядит не так, как мог бы выглядеть. Вот я и хочу сделать его лучше. Чтобы здесь хотелось жить. Делать города безопаснее и комфортнее, помогать людям – это ведь хорошо…

– Ну хоть приоткрой тайну – что за лекция?

– Лекция короткая, всего 15 минут, и поэтому тема максимально сжата, – тотчас начал введение Юра. – Там рассказывается об основах создания безопасной городской среды. Методы самые распространённые и самые простые в исполнении. Над проблемой бьются профессионалы много лет, таких способов много, поэтому я взял проверенные…

В практической части лекции – фотографии Черепаново с наиболее типичными ошибками планирования городской среды. Предполагается, что я обращусь к аудитории, чтобы кто-то предложил решение, – на основе того, что я рассказал в лекции.

В школе он, конечно, учится на «отлично». Может, у него со сверстниками интересы не всегда совпадают, но Юра считает, что показывать из себя «заумного» вовсе ни к чему.

– Надо всего в меру.

«Всего в меру» лично у него получается тоже оригинально. Любит дома посидеть за компьютерными играми, увлекается немецким языком. Как-то ошеломил и покорил всех на районном литературно-поэтическом фестивале на иностранных языках «С Музой за руку» среди школьников, прочитав на немецком стихотворение Игоря Северянина «Весенний день», и получил диплом победителя в номинации «За любовь к русской поэзии и эмоциональную передачу радостного душевного полёта автора».

Весенний день горяч и золот, –

Весь город солнцем ослеплён!

Я снова – я: я снова молод!

Я снова весел и влюблён!

– декламирует Юра по памяти и мне, только на русском.

– С робототехникой пока что-то не заладилось. Собственно, я конструировал грузовик для перемещения большого веса, это само по себе инженерное решение. Но пока больше пяти килограммов не получилось.

На каникулах Юра успел прочитать «Капитанскую дочку» Пушкина, «Бедные люди» Достоевского, «Собачье сердце» Булгакова.

– В августе планирую «Полёт на Луну» Жюля Верна, надо и фантастику почитать, – улыбается парнишка.

Мама Наталья Михайловна и папа Николай Валентинович к увлечениям сына относятся с пониманием, а других не навязывают.

– Он очень обязательный, исполнительный. Воды в баню натаскать, грядки прополоть, зимой из магазина питьевую воду на санках привезти – свою помощь по дому знает.

Двойняшки Юра и Саша, брат и сестра, в этом доме с трёх лет, а старший сын Михаил уже взрослый. Наталья Михайловна работала в доме ребёнка, вот и взяла малышек. Николай Валентинович тоже уже на пенсии, но работает на заводе. Им приятно, что сын учится хорошо, теперь вот ещё один повод порадоваться за него.

«Мы проанализировали свыше пяти тысяч заявок со всей России, –комментирует первые результаты конкурса лекторов генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль. – Хочу отметить, что ребята не пересказывают учебники, а делятся своим опытом. В таком юном возрасте они уже занимаются разработками в информационных технологиях и робототехнике, пишут и выпускают книги, проводят экскурсии. Наши финалисты – талантливые, увлечённые ребята. Уверен, что они смогут вдохновить тысячи слушателей на саморазвитие, изучение чего-то нового!».

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: