Третий год подряд субботним днём всеми красками расцветает эта большая поляна, раскинувшаяся на противоположном берегу пруда на реке Еловка в селе Ярки. Культурно-туристический проект, первоначально задуманный и воплощённый творческой группой Ярковского Дома культуры и его директором Софьей Паульзен, пришёлся по душе настолько, что тотчас стал районным, а на этот раз и областным. Нынче всё происходившее в этом живописном местечке носило название «Погружение в старину. Реконструкция обрядов и традиций «Гора Емелиха», а организатором выступил Новосибирский государственный областной Дом народного творчества при поддержке министерства культуры области, администрации Черепановского района, социально-культурного центра имени С. Жданько – в рамках конкурса по организации событийного туризма «Сибирский тракт».
К слову, любому, кто бывал здесь в предыдущие два года, и без того сразу бросалось в глаза, как разрослась «деревня», раза в три, не меньше, и народу на столько же прибавилось. И так много тут было выставлено на обзор, так много было что посмотреть, что сразу не каждый смог уловить ниточку сценария. Значит, напомним.
Гора Емелиха разделена на две локации – историческую и современную. На исторической происходит реконструкция обрядов и традиций крестьянского быта конца 19 века. Те, кто добирается до горы из деревни или на специальном рейсовом автобусе с остановки у плотины, идут до места события пешком, по «экологической тропе», по пути знакомясь с окружающей природой, задавая вопросы гиду, например, о местной растительности. Уже перед самым пунктом назначения усталых путников угощают травяным чаем.
И вот она, усадьба мельника Емельянова. Исторические сведения на его счёт с годами, ясное дело, не поменялись. Откуда он в Ярки приехал, доподлинно никто не помнит, но одно точно известно: как увидел он речку Еловку – так и остался. Дом построил, мельницу поставил. Их тут по округе аж 19 было, но емельянова славилась далеко окрест, больно мука у него получалась мелкая, хлеб из неё вкусный необычайно. А ещё известно, что семья у мельника была большая и дружная, и сам он слыл человеком незлобивым, не скупым, работников у него много было, и работа всем находилась. И душой-то был широк, каждого путника встретит, приветит. А ещё Емельянов любил ярмарки устраивать, чтоб люди опытом да мастерством делились. И чего бы такого человека не вспомнить через полторы сотни лет?!
В нынешней версии возле усадьбы Емельянова выросла целая деревня.
Вкруг стоят деревянные домики, в каждом занимаются своим делом: кто дрова рубит, там горшки на гончарном круге катают, а ещё лапти плетут, на станке домашнем полотна ткут, шерсть прядут, одеяла лоскутные шьют. Дымок от костров повсюду стелется: еду готовят.
В деревне, как и положено, есть колодец-журавель, массивные деревянные качели, на телеге с лошадью девки и бабы едут на сенокос. Мужики косят, бабы собирают граблями траву, из сухой складывают копну, а в сторонке, в тени под берёзками разместилась семья на обед: картошечка в мундире, огурчики малосольные, крынка с молоком…
Из деревни гости отправляются на берег реки, где мужики рыбу ловят, балагуря с девками, что тут же стирают бельё. Чья-то бабка уху варит, к обеду поторапливает. Тут коня с покоса привели попоить.
А на пригорке разместилась торговая ярмарка мастеров-ремесленников – посуду, доски кухонные расписывают, монеты чеканят, по дереву режут, венки плетут. Детишки на лужайке заняты забавами да играми старинными.
В каждой избе что-нибудь да происходит. Тут девку явно замуж готовят, длинные волосы расчёсывают, в косу собирают. А песни уж такие грустные поют: а что, не всякой такой добрый муж выпадет, как мельник Емельянов…
Сибирь к себе разного народу притянула, и веками жили бок о бок, ладили и дружили. Вот татарская семья. Справляют «Каз омэсе» – древний татарский обрядовый «праздник пуха и пера». На зиму сообща заготавливают любимое своё гусиное мясо. А пух и перо пойдут на подушки – традиционное приданое невестам или подарок на рождение ребёнка. Во время обработки гусей устраивают посиделки, общаются и поют песни («Каз канаты» – «Крыло гуся»). Праздник объединяет стремление людей к общению, дружбе, взаимовыручке, радости, зажигает в душах людей желание к труду.
Все эти чудеса перемещения во времени создают ощущение реальности, эффект присутствия. Множество людей в старинных костюмах, удивительно много сохранившихся подлинных предметов быта, инструментов, кухонной утвари, которых люди молодые и в глаза не видели. А роли крестьян 19 века вдохновенно исполняют вполне современные люди – из Ярков, Крутишки, Дорогино, Карасёво, Майского, Еловкино, Безменово, Бочкарёво, Шурыгино. В проекте с самого начала участвуют дома культуры, волонтёры Молодёжного центра, а нынче впервые – гости-коллеги из Коченёвского, Маслянинского, Искитимского, Куйбышевского районов и Новосибирска.
…Пройдя по деревне и вдохнув атмосферы крестьянского быта, гости идут к бревенчатому мостику, соединяющему прошлое и настоящее. Пройдя по мосту, каждый загадывает желание, которое, согласно примете, обязательно сбудется.
В этой части Емелихи горы уже всё по-современному. И широкая торговля нынешними «магазинными» лакомствами, шашлык, напитки и мороженое из холодильника. Нарядно оформленная «сцена» на фоне воды и села вдалеке.
Торжественное открытие программы «Сказание о земле ярковской»:
«На ярковской земле, на красавице
Мирно воды несла свои реченька,
Украшая собой место тихое,
Место тихое да раздольное»…
Свои слова, наполненные уважением к истории, любви к родному краю, сказали глава Черепановского района Сергей Николаевич Овсянников, заместитель министра экономического развития и торговли, начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма Новосибирской области Анна Алексеевна Павлова, директор Новосибирского государственного областного Дома народного творчества, президент ассоциации Центров (Домов) народного творчества Сибирского федерального округа, заслуженный работник культуры РФ Людмила Алексеевна Жиганова, глава Майского сельсовета, координатор проекта Сергей Алексеевич Шлихтенмаер.
А потом люди снова и снова возвращались к «домам», чтобы рассмотреть что-то новое, угощались от души, тысячи фотографий с камер телефонов тут же разлетались по социальным сетям. А на большой поляне многочисленных зрителей не отпускала концертная программа, тоже выдержанная в народном духе. В ней блистали театр народных традиций «Сибирские НОВОсёлы», ансамбль белорусской песни «Завируха», лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Новосибирской государственной филармонии Анастасия Лысякова, ансамбль «Медо в ухо», гармонист Максим Семёнов, а также наши артисты, узнаваемые и любимые – ансамбль танца «Чародеи» и вокальный ансамбль «Отражение» районного социально-культурного центра, солистки Евдокия Кочеткова и Елизавета Почтарь, вокальный ансамбль «Родные люди» Посевнинского Дома культуры.
А ещё по Емелиной горе ходил «волостной писарь» с увесистой книгой. Всякий желающий, будучи человеком современным, грамотным и при этом неравнодушным к исторической правде и старине глубокой, мог оставить в ней свои отзывы, впечатления и пожелания. В книге сплошь благодарности и восторг.
А в пожеланиях организаторы сами решили опередить гостей. В конце концов, должна же на будущий год на Емелихе, во владениях мельника Емельянова, появиться настоящая мельница, с крутящимися ветряками!