Сцена № 1 с новорождённым
Вечер 31 декабря 1997 года. В посёлке Искра проходит традиционный новогодний спектакль. Жители пришли со своими ребятишками посмотреть волшебную сказку и окунуться в чудеса.
Рядом со сценой, в методическом кабинете, завёрнутый в шубы, лежит новорождённый малыш. До него доносятся звуки спектакля и аплодисменты зрителей. Это Матюша. Через три дня, то есть уже в следующем, 1998, году, ему исполнится месяц. А сейчас он в шубах. Ему тепло и уютно. Он крутит маленькими ручонками, пытаясь ухватить новогоднее чудо, но волшебство ловкое, его не так просто подцепить.
К малышу периодически заходит мама. Трогает его за ручки и обещает, что скоро пойдём домой. Поправляет шубы и уходит. Забегает и сестра Женя, старшеклассница, которая подрабатывает тут хореографом. Заглядывают и технички, и сторож. Ребёнок под надёжным присмотром.
Малыш в шубах – сын директора Дома культуры Ирины Артуровны Печенниковой. Она хоть и в декретном отпуске, но не может пропустить новогодний спектакль. Так что пришлось взять сынишку с собой на работу.
Пока никого не было, к новорождённому Матюше, может быть, в преддверии Нового года, заглянули настоящие Дед Мороз со Снегурочкой. Пожелали ему расти большим и здоровым. Но малыш об этом никому не рассказал, потому что ещё маленький и не умеет. А когда подрастёт – не вспомнит.
Сцена № 2 с участием режиссёра
За прошедшие четверть с небольшим века с того дня многое поменялось, а что-то осталось неизменным. В Доме культуры по-прежнему в конце года идёт новогодняя сказка, а вот зрители теперь приезжают даже из Черепаново. Постановщик уже знаменитого на весь район спектакля – Евгения Елисеева. Для неё в 2024 году это будет 22 новогодняя театрализация!
Но 25 лет назад, когда её брат Матвей был ещё совсем несмышлёным карапузом, юная Женя совсем не видела себя режиссёром, а мечтала стать учителем русского языка. При том, что она с самого детства на первых ролях в школьной самодеятельности: превосходно танцует и поёт, и в ней уже проявляются необходимые задатки режиссёра-постановщика.
В старших классах Женя подрабатывает в Доме культуры хореографом и ей нужны артисты-мальчишки. Она идёт в детсад. Здесь ребятишки готовы на всё, лишь бы не спать в тихий час. Вот и подросший младший брат Матвей. Будет танцором! Сестра приводит его в ДК.
А Ирина Артуровна не особо хочет, чтобы её дети серьёзно увлекались культурой. Они, конечно, с самого рождения с мамой на работе, да ещё и растут талантливые и артистичные. Но ходить на работу к маме – это одно, а совсем другое – приходить в Дом культуры на работу. Так, глядишь, скоро и вся семья в поселковом клубе соберётся. А ведь есть же и другие профессии…
Сцена № 3, где всё начинает мама
Конец 70-х. Родители хотят, чтобы дочка стала бухгалтером. Даже училище для обучения находят в соседнем районе. Но Ира, которая с самого детства активный участник художественной самодеятельности, совершенно другого мнения. Её наставник Валентина Глебовна Рощепий (ныне – заслуженный работник культуры Российской Федерации) буквально уговаривает родителей отпустить дочь на гастроли. Ненадолго.
Её отпускают. И пока девочка талантливо танцует в Ульяновске, в техникуме завершаются сроки поступления. Не успевает, стало быть, юная артистка стать бухгалтером. «А давайте я её тогда в областное культ-просветучилище определю?!», – говорит Валентина Глебовна.
Так Ирина осваивает профессию режиссёра культурно-массовых мероприятий. Работает в Венгеровском, а затем в Ордынском районах. Выходит замуж. Возвращается в родной Черепановский, где вскоре становится директором Искровского Дома культуры. Разводится.
А на дворе 90-е. Время непростое. Молодой директор оканчивает курсы парикмахера, подумывая сменить профессию. Снова выходит замуж. В семье рождается сын, которого называют Матвеем.
Сцена № 4, где появляются другие артисты
Идут годы. Растут дети, внуки и тоже начинают потихоньку осваивать Дом культуры уже по своим делам.
Старшая дочь Евгения оканчивает педагогический университет и остаётся работать в родном ДК. А вот не менее артистичная младшая дочь Виктория поступает в школу милиции. Её сын Артур ходит на уроки вокала и постоянный участник культурных мероприятий.
Возвращается из армии Матвей и решительно заявляет, что хочет быть артистом. Его, на всякий случай, приводят на собеседование в отдел полиции, чтобы он хорошенько подумал. Но там Матвей чистосердечно признаётся, что в душе он артист, а не страж порядка. Оканчивает с красным дипломом Алтайский краевой колледж культуры. Поступает в институт.
Дочь Евгении Кристина с самого детского сада танцует и серьёзно занимается вокалом. У неё большой творческий потенциал и она – неизменный участник мероприятий, как и сын Елисей – который увлекался танцами, а потом записался в театральный кружок.
«Так, глядишь, скоро и вся семья в поселковом клубе соберётся!», – наблюдая за всем этим, думает Ирина Артуровна. А мимо неё, вприпрыжку, в танцевальный кружок пробегает самый младший внук – Егор, сын Матвея. Вот, пожалуйста, ещё один артист…
Сцена № 5, где собираются все
Как правило, в подготовке мероприятий в небольших населённых пунктах заняты не только сами работники культуры, но ещё и их семьи. Без этого никак не обойтись. Здесь все как одна большая семья. А бывает, что помимо других артистов и методистов занята настоящая семья…
Декабрь 2023 года. В Искровском Доме культуры идут приготовления новогодней сказки. В постановке принимают участие 37 артистов!
Режиссёр спектакля «Ночной форс-мажор» – Ирина Артуровна. Постановщик и сценарист – дочь Евгения. В главной роли Матвей, сам будущий режиссёр. Сын Евгении Елисей в роли Кощея выходит на сцену с электрогитарой. Сын Виктории Артур – в огромном костюме Чебурашки. Муж Ирины Артуровны – Константин Юрьевич, ветеран войны в Афганистане, штатный клубный электрик – мастер на все руки и отвечает за сложные конструкции декораций и причудливый реквизит.
Вот так собираются всей семьёй в поселковом клубе, сочиняют сказку, распределяют волшебство по ролям и колдуют на сцене с декорациями. И так уже четверть века. Целая, можно сказать, династия в культуре!