Известно, сельская жизнь – не сахар. Здесь всё, каждая мелочь проверяет тебя на прочность. Особенный уклад, который не заставит скучать без дела. Домашних забот полон двор: следить за огородом, готовиться к очередному зимнему сезону, который для нашей деревни в большинстве случаев непростой, тяжёлый труд. Ну и, само собой, с раннего утра и до ночи приходится работать в полях и на фермах. Об отдыхе, как его мыслят себе городские, – с вечерними походами в кино или театр, с посиделками в кафе или клубе – здесь и не задумываются. Может, поэтому в деревне живут особенные, по-настоящему сильные, выносливые люди, знающие истинную цену земле, относящиеся к ней по-особенному, с большим почитанием. А другие здесь попросту не приживутся.
Именно такой человек появился в одном из черепановских сёл, фамилия которого сегодня всегда встречается в списках передовиков и районного, и областного соревнований среди полеводов. В июне у Александра была знаменательная дата: ровно двадцать лет назад семья Вайштарасов окончательно решилась на переезд в другой район. 16-летний Саша вместе с отцом Степаном Казисовичем и мамой Натальей Борисовной из своей деревни в Куйбышевском районе выбрали на жительство Украинку. Выбору поспособствовал родственник, живущий в Черепановском районе. – Сегодня от моей родной деревни Ежула остался только один дом, – с грустью говорит Александр. – Люди поразъехались, потому что нет производства, нет работы. Грустно смотреть на такую картину.
Вообще, по жизни все Вайштарасы так или иначе связаны с сельскохозяйственным трудом. Его родители – потомственные крестьяне. Отец – знатный механизатор, мама работала зоотехником. Именно они с детских лет прививали своим детям любовь к земле, к крестьянскому труду. Поэтому на вопрос «почему именно механизатором в деревне?» у Александра есть чёткий ответ: «С малых лет я с отцом в тракторе, видел, как работают мужики в поле, и поэтому для меня это очевидный выбор и другого мне не надо».
В семье Степана Казисовича и Натальи Борисовны четверо детей, каждый из которых работал в сельском хозяйстве, но после распада предприятия в их родном селе из всех детей крестьянскому труду отдал предпочтение только Александр. Остальные сыновья осели в Бердске.
После армии, когда друг предложил работать в охране, Александра Вайштараса хватило не надолго.
– Охранники – это работа для пожилых, – так он считает. Ему же хотелось чего-то большего, настоящего труда, от которого на душе приятно не только ему самому, но и другим людям.
Увидеть Александра унывающим не получится. Он всегда улыбается, любые волнения и неприятности старается держать в себе. С хорошим настроением преодолеть невзгоды как-то легче, быстрее. Поэтому он такой. Хотя сегодня, например, у него душа болит за будущий урожай.
Август, начало сентября выдались очень уж недружелюбными для сельского хозяйства. Бесконечные дожди не дают крестьянам не то что развернуться в полную силу, чему уже давно пора, а и просто зайти в поле с комбайнами. Уже налитый до предела колос клонится вниз, роняя в сырую землю драгоценное зерно. Здесь душа заболит не только у директора, агронома, но и у механизатора.
Вот и Александр вглядывается в небо в ожидании хорошей погоды. Честно признаётся, что лучше дома оставит картошку в огороде, чем хлеб в поле. Пока его комбайн простаивает без дела, они на «Кировцах» в паре с Сергеем Клемсом поднимают зябь. Он честно признаётся, что не любит сидеть без дела. Ему бы работу в поле. Здесь спокойствие, красота сибирской природы.
Династия Вайштарасов уже крепко вросла корнями в Украинке. Александр вместе с женой Викторией, она работает в хозяйстве дояркой, и детьми Алиной, Анютой и маленьким Андреем живут в родительском доме. Шесть лет назад, в таком же сентябре и то же в самый разгар уборки жители Украинки и работники сельхозкооператива «Заря» потеряли Степана Казисовича. Всего на четыре года он пережил супругу Наталью Борисовну, маму Александра. Но всё самое лучшее, что может быть в человеке, они заложили в своих детях. Александр, как и его родители, больше всего ценит в людях честность, трудолюбие. Вот и своих детей старается воспитать так же, как когда-то его. Конечно, времени для того, чтобы больше бывать с детьми, после работы остаётся не много. С раннего утра и допоздна в полях. И всё же старается успеть дать своим ребятишкам всё самое лучшее. Сын Андрей тянется к папке, того и гляди скоро с ним будет в кабине трактора сидеть.
– Я детям говорю: учитесь, или будете, как мы, в деревне жить и работать, – улыбается Александр.
– Хотя, если они пойдут по нашим стопам, ничуть не расстроюсь. Это будет их выбор. Главное, чтобы потом о нём не жалели. Я не жалею, а, наоборот, даже рад этому. Преданных своему крестьянскому делу людей найти сегодня непросто. И повезёт тому директору хозяйства, у которого окажется в работниках с десяток таких как Александр Вайштарас. Тогда можно будет не переживать за урожай, за коров, за предприятие. Такие люди никогда не оставят деревню.