Черепановские автомобилисты отмечают профессиональный праздник

Со школьной скамьи мальчишки мечтают получить водительские права, сесть за руль папиного автомобиля и промчаться по городу, собирая на себе внимание прохожих. Вырастая, они могут превратить своё увлечение в профессию и зарабатывать реальные деньги тем, о чём когда-то мечтали.

Профессия водителя сегодня одна из востребованных – на сайте региональной базы вакансий 20 вакантных предложений от работодателей Черепановского района, причём сфера деятельности организаций самая разная. Водители нужны всем!

В преддверии профессионального праздника мы заглянули в Черепановское ПАТП и узнали, как работается водителям в самой крупной организации пассажирских перевозок района.

Их рабочий день начинается совсем рано – в пять часов утра, потому что перед выходом на линию они должны быть готовы сами и подготовить автобус. Обязателен осмотр у медика, инструктаж, технический осмотр автомобиля. И – в путь. А он не близкий, даже если брать местный маршрут. Представляете, городской автобус за день проезжает более 200 км! А сельские – от 200 до 300.

«Автомобильный парк изношен на 50%, – рассказывает Владимир Николаевич Александров, начальник автоколонны автотранспортного предприятия. – На сегодня у нас 34 единицы техники для пассажирских перевозок. Из них 11 были получены в прошлом году, две – в позапрошлом и ещё несколько – ранее. Но тем не менее время идёт, пробеги очень серьёзные, состояние дорог не везде хорошее. Сложные грунтовые, щебенённые дороги в направлении Листвянки, Сибиряка, Нововоскресенки, Винограда. Тяжело приходится в зимний период, когда автобусы после снегопадов вынуждены самостоятельно пробивать себе путь, так как едут раньше всех. Потому новым автобус остаётся лишь на протяжении непродолжительного времени, потом он так же требует ремонта».

Несмотря на то что у предприятия есть ремонтная группа и слесари, водители всё равно участвуют в ремонте своих автомобилей, это ведь хозяин, и 70% работоспособности машины зависит от того, как он за ней ухаживает. А ещё от пассажиров: после рабочего дня водитель собирает кучу мусора, который люди оставляют в салоне. Присутствуют и акты вандализма, когда ломают поручни, рвут сидения и т. д.

Ко всему вдобавок водитель должен не только искусно владеть навыками управления автобусом, но ещё и уметь общаться с народом, правильно реагировать на замечания и критику. «Во-первых, нужна квалификация, позволяющая занимать эту должность, понимание техники, любовь к ней; во-вторых, личные деловые качества: бесконфликтность, стрессоустойчивость. Часто бывает, приходят устраиваться на работу, а попробовав себя на стажировке, в контакте с пассажирами, отказываются. Конечно, это не просто, люди встречаются разнохарактерные, требования у пассажиров бывают своеобразные, не всегда соответствующие реальности. Кто-то спокойно это переносит, а кто-то нет», – говорит Владимир Николаевич.

Руководство предприятия реагирует на каждую жалобу, которая приходит от пассажиров. Тщательно выясняются подробности, проверяются факты. Часто жалобы не находят подтверждения, но если вина водителя всё-таки будет установлена, с ним обязательно проведут серьёзную работу. Регулярно поступают жалобы на проблемы с бесконтактной оплатой и банковскими картами. Вся информация проверяется, и чаще всего в этом вина не автотранспортного предприятия: проблемы с электронной системой, банковскими приложениями и, в конце концов, с самими картами, на которых просто-напросто бывает недостаточно средств. «Много школьников ездит без билетов, потому что высаживать детей до 16 лет наши сотрудники не имеют права. Но кто-то этим специально пользуется, и родители в том числе – не пополняют детские карты, – поднимает насущную проблему В. Н. Александров. – Большая просьба к родителям: перед поездками проверяйте баланс карт своих детей или обеспечивайте их наличными деньгами».

Среди 39 водителей ПАТП есть даже одна женщина. Наталья Степановна Егошина управляет автобусом уже 3 года. Нареканий от руководства нет, наоборот – говорят, у неё всегда чистота в салоне, а ещё она – тонкий психолог: знает, когда можно пошутить, а когда ответить колко. Водительские навыки не хуже, чем у мужчин, и в технике разбирается хорошо. Начальство даже подумывает организовать абсолютно женский экипаж – уверены, что он будет идеальным, но пока претенденток нет.

Конечно, кадровая проблема есть, и руководство предприятия считает, что связано это с утратой престижа профессии водителя и отсутствием школы подготовки кадров. «В Черепановском районе нет учреждения по обучению водителей большегрузных машин и автобусов. Специалисты с категорией «D» приходят, но устройство автомобиля они не знают. Отсюда страдает эксплуатация. Да и за 2-3 месяца подготовить хорошего специалиста невозможно. Сейчас мы сами пытаемся заниматься подготовкой кадров – оплачиваем обучение и переобучение в Тальменском или Искитимском районах», – продолжает Владимир Николаевич.

Как минимум шесть вакансий водителя сейчас открыты на предприятии, условия труда – комфортные, зарплата, если хорошо поработаешь, может достигать даже 80 тысяч рублей!

«Кто-то из пассажиров считает, что деньги за проезд – это чаевые водителю, от билетов отказываются, но на самом деле водители в этом «чае» не нуждаются. Их зарплаты напрямую зависят от выручки, – объясняет В. Н. Александров. – Из-за снижения выручки следует снижение объёма поступаемых средств предприятию. Поэтому на сельских маршрутах, где нет контролёров, обязательно просите билеты у водителей».

Неудивительно, что в АТП нет текучки – если человек остаётся после стажировки, то попадает сюда надолго. И это можно понять: когда ты хотя бы однажды сел за руль автомобиля, то тебя будет тянуть туда постоянно.

 

 

Владимир Владимирович Рудюк (справа) и Александр Васильевич Шлюпкин. Владимир водит единственный низкопольный автобус в Черепаново. Говорят, что какими-то особыми навыками управления этой машиной не нужно обладать. Разве что быть более внимательным – если среди пассажиров окажется человек с ограниченными возможностями, нужно помочь ему пройти в салон. Интересно, что Владимир Владимирович получил права ещё когда учился в третьей школе – тогда здесь было автодело, которое он вскоре сам стал преподавать до 2007 года. Позже работал инструктором-преподавателем вождения в ДОСААФ, а когда организация закрылась, в 2014-м без раздумий устроился в АТП.

 

 

 

 

Сергей Иванович Соколов знает всё о пассажирских перевозках: много лет он отработал водителем в автотранспортном предприятии Рубцовска, а когда оно закрылось, устроился в черепановское. И вот уже 11 лет колесит по нашему району. Его старший сын, выйдя на пенсию после службы в полиции, тоже решил посвятить себя дороге – купил два автобуса и занимается теперь пассажирскими перевозками по маршруту Рубцовск – Новосибирск.

 

 

 

 

Владимир Анатольевич Щеглов работает в АТП 5 лет, а водительский стаж у него – 40. На вопрос о том, как отдыхает после смены, отвечает, что занимается домашними делами, которых в частном доме всегда достаточно. Любовь к рулю передалась старшему сыну Владимира Анатольевича – он преподаёт вождение в одной из автошкол.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: