Татьяна Александровна Марченко – руководитель детского хорового коллектива Дома пионеров. Более 30 лет отработала и учителем музыки в Доме детского творчества
– Татьяна Александровна, занимались ли Вы в детстве в творческих студиях? Почему выбрали музыку?
– Ходила в музыкальную школу. Когда её открыли, я училась в 4 классе, к сожалению, туда не попала, у меня не было фортепиано. По радио было очень много музыкальных передач, которые вёл известный композитор Кабалевский. Очень хорошие программы! Я их постоянно в детстве слушала. А в музыкальную школу пошла поздно, в классе седьмом.
– Были ли у Вас в семье творческие люди?
– Во время войны мама была механизатором, комбайнёром, а после несчастного случая стала работать швеёй на фабрике. Поэтому нет, дома с творчеством никто не был связан.
– Как и когда Вы приняли решение стать учителем музыки?
– О том, чтобы стать учителем, я никогда не мечтала. Поступать в Новосибирское педагогическое училище на музыкальное отделение мне посоветовала моя учительница. Пошла, сдала экзамены, отучилась и отправилась устраиваться на работу. У меня было целевое направление во вторую школу в Новосибирске. Приехала, а мне говорят: «У нас всего 7 часов нагрузки, мы вас не устроим. В деревню поедете?». А деревня находилась примерно в 200 км от Каргата. Отказалась. Ну, а потом, куда деваться, домой поехала. Но и у нас в Черепаново «певуны» были не очень-то нужны. Посоветовали идти в Дом пионеров. Вот так здесь и осталась.
– Трудно было учиться?
– Я училась с интересом, мне это очень нравилось, и трудностей не испытывала.
– Когда Вы пришли в Дом пионеров, каковы были представления о профессии? Результаты оправдали желания?
– Как говорят: «Забудьте своё образование, как кошмарный сон, начинайте работать заново». Никто ничего на блюдечке не поднёс. Детей надо было собрать. А чтобы их собрать, нужно заинтересовать.
В первый же год показала свой хор на смотре. Тогда были настолько грандиозные смотры, это было нечто бесподобное. По 120-150 человек в школьных хорах стояло. Конечно, людей собирали только перед самим смотром, с января начинали. А мне хотелось, чтобы хор в школе был на постоянной основе. И вот меня позвали в четвёртую школу – просто хор к смотру подготовить. А потом Лидия Богдановна Райнис стала организатором внеклассной работы, и однажды я ей мысли высказала по поводу хора. Она эту идею поддержала. Так всё и началось.
Появился у меня концертмейстер-баянист, а потом и девочки-пианистки подросли. Всю жизнь мечтала, чтобы у меня хор пел с роялем.
Собирались один раз в неделю, хор был большой, до 80 человек. Говорю: «Девчонки, ну мало один раз в неделю!». А они: «О! Ну давайте два раза». Вот так инициатива от детей пошла, и результат появился.
– Какие особенно радостные моменты в Вашей работе вспоминаются?
– С девочками, которые были заинтересованы, мы, конечно, многое сделали. Пели, записывали видео, просматривали. Однажды были лауреатами в филармонии в конкурсе камерного хора «Поющая школа». Я была необычайно удивлена, что нам дали третью премию, DVD подарили. На сцене сам Юдин вручал, художественный руководитель камерного хора города Новосибирска. Это, конечно, пожалуй, самый радостный день был.
– Какое понимание искусства Вам ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитание людей или что-то другое?
– А их нельзя разделить. Я так думаю, искусство – это и воспитатель, и образ жизни, и удовольствие. Вот я дала ребятишкам на уроке послушать «14-ю сонату Бетховена», не говоря им, что это, а они отвечают: «Вы понимаете, вот такое чувство, что кто-то прощается с кем-то… Какая-то трагедия…». А я-то им ничего не говорила, значит, они сами это услышали. Поэтому мне кажется, что взять какое-то одно направление нельзя, это единое целое.
– Ваши пожелания Дому детского творчества.
– Жить! Моё пожелание – жить. Ведь сейчас трудно привлечь детей к творчеству, вокруг столько всего… Также я желаю заинтересованности преподавателям. Когда педагог горит своим делом, тогда и дети будут с удовольствием ходить и заниматься. В общем, самое главное – это жить!
Виктория Волкова,
17 лет. (Работа на литературный конкурс «История Дома творчества – история моей семьи». 2019 год).
ДДТ в истории моей семьи
В мои школьные годы Дом пионеров был местом притяжения любознательных и ищущих новые знания. Мы с подружкой в 1973-75 годах записались в кружок юных натуралистов и ходили туда с большим энтузиазмом. Руководила кружком Алевтина Афанасьевна Протасова. А размещался он в большой комнате, где сейчас находится церковная лавка в здании храма. И если в те годы на занятиях у нас было ощущение, что мы занимаемся чем-то старинным, таинственным, то сейчас меня в этой комнате не покидает незримое присутствие того времени. Времени, когда Алевтина Афанасьевна рассказывала об экзотических растениях, показывала открытки с амариллисами и тюльпанами. А потом появились первые луковицы тюльпанов, и мы проводили эксперименты по выгонке из них цветов в зимнее время. А когда тюльпаны цветут зимой – это ли не чудо?! Ещё очень хорошо помню, как мы оформляли цветочные композиции из засушенных листьев, трав и цветов.
В 1976-77 гг. мне довелось в Доме пионеров быть в составе районного пионерского штаба. Направили меня как представителя Совета дружины школы № 4. Руководила штабом сначала Наталья Викторовна Киселёва, а в 1977-м – Наталья Николаевна Белоусова. Это был такой коллективный орган в помощь пионерским дружинам района.
Хорошо помню руководителей кружков Дома пионеров: у Вадима Петровича Немерцалова в авиамодельном занимался мой брат, к Надежде Петровне Куц в изостудию ходили мои одноклассницы. Большим авторитетом у радиолюбителей пользовался Александр Васильевич Марченко.
В 90-е годы Дом творчества долго по привычке называли Домом пионеров. Но что оставалось неизменным – руководителями кружков здесь всегда были энтузиасты, любящие детей и своё дело.
Я очень благодарна Татьяне Александровне Марченко (игра на фортепиано) и Наталье Львовне Сотниковой (изостудия) за ту школу любви к творчеству, которую в Доме творчества получили мои дети. И было это уже в 2000-е.
Поздравляю весь коллектив Дома творчества с юбилеем, желаю высоко держать планку и не стоять на месте.