В вопросах, которые касаются воспитания, социальной адаптации и психического благополучия детей, сегодня на первые позиции выходит проблема детской тревожности. Каждый год в мире становится всё больше беспокойных, неуверенных в себе и эмоционально неустойчивых детей
Причины школьной тревожности
Давно доказано, что влияние на физическое и психическое здоровье детей оказывают не только воспитание и выстроенные между членами семьи отношения, но также внутри- и внешкольные факторы.
Более того, в комплексе они формируют личность человека: его мировоззрение, жизненную позицию, способность к адекватному самовыражению и эффективному взаимоотношению с окружающими. И семья, и школа одинаково ответственны за то, вырастет ли человек сильной, целеустремлённой и свободной личностью. Или превратится в запуганного, закомплексованного и агрессивно настроенного индивидуума.
На протяжении учебного года значительную часть времени дети проводят в школе. И очевидно, что психоэмоциональное благополучие ребёнка напрямую зависит от его успеваемости по предметам, взаимоотношений со сверстниками и учителями. Понятие «школьная тревожность» обусловлено ситуацией и возникает как результат стресса, связанного непосредственно с учебным процессом либо с тем, что происходит в стенах учебного заведения. Иначе говоря, нет школы – нет тревожности.
Если конкретизировать причины, которые способны вызвать у ребёнка стресс и привести к повышенной тревожности, среди прочих можно назвать:
– интенсивность процесса обучения (парадоксально, но при постоянной оптимизации системы образования объём учебных и внеучебных нагрузок имеет только одну тенденцию – к возрастанию);
– дефицит времени для усвоения информации (по мере того как растут нагрузки, закономерно уменьшается количество времени на то, чтобы понять и усвоить новую тему до того, как будет взята следующая);
– уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе (справедливости ради стоит отметить, что этот фактор сопряжён с необходимостью отдавать много времени не только учёбе, но и гаджетам);
– малоподвижный образ жизни и нерациональное питание.
И это не считая межличностных отношений с одноклассниками и учителями, адаптации при переходе с одной ступени образования на другую, буллинга и т. д.
Чего боятся школьники
Существует методика Филлипса, тест из 58 вопросов, которые предполагают однозначный ответ: «да» или «нет». Благодаря методике Филлипса можно оценить уровень и характер школьной тревожности, связанной с эмоциональным состоянием самого ребёнка, а также с его взаимодействием с одноклассниками и учителями. В ходе проведённого исследования было установлено, что распространённость факторов школьной тревожности повышенного и высокого уровней изменяется с возрастом.
Так, распространённость «общей тревожности в школе» всего за 3 года обучения в старших классах возрастает более чем в два раза.
По данным исследования, в период обучения в средней и старшей школе стабильно высоким остаётся показатель «фрустрации потребности в достижении успеха» – 50-55%. Иными словами, это тот неблагоприятный психоэмоциональный фон, который не способствует развитию у ребёнка потребности в успехе и достижении высоких результатов.
«Страх самовыражения», связанный с презентацией себя и демонстрацией своих способностей, по данным исследования, свойственен каждому 3-му выпускнику старшей школы.
Чем больше стаж школьной жизни, тем чаще ученики демонстрируют «низкую физиологическую сопротивляемость стрессу», то есть способность адекватно реагировать на возникающие в процессе учёбы или сопряжённые со школьной жизнью стрессовые ситуации. Среди выпускников старшей школы низкая приспособляемость к стрессовым факторам была отмечена практически у каждого 3-го подростка (28%).
Стабильно высоким среди учащихся 8-х, 10-х, 11-х классов остаётся «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». С подобными проблемами сталкиваются 55-60% учеников.
И то, что не стало для исследователей неожиданностью, – это школьная тревожность, обусловленная «боязнью проверки знаний». Её демонстрируют 29-35% школьников
Нельзя не отметить, что на протяжении всего периода обучения в школе колоссальное значение для психоэмоционального благополучия ребёнка имеют его взаимоотношения с учителями. Исследование показало, что с проблемами и страхами в отношениях с учителями сталкивается половина школьников. Примечательно, что чем дольше ребёнок учится в школе, тем более он подвержен страху.
Например, отношения с учителями сопряжены со стрессом у 57% восьмиклассников, которые приняли участие в исследовании. В 10 классе этот показатель вырастает до 64,6%, в 11-м – до 65,4%
Как помочь ребёнку справиться с тревогой и стрессом
Исследование белорусских гигиенистов обнажило весьма серьёзную проблему: для значительной части детей «второй дом» – не самое уютное и психологически безопасное место. Но это отнюдь не значит, что вина целиком лежит на «хозяевах» этого дома – учителях. Важно другое. Результаты исследования дают родителям и специалистам от образования понимание «слабых мест» не только в получении знаний, но и в самой школе, как месте, где дети проводят большую часть времени.
Рекомендации родителям
Вот несколько рекомендаций для родителей школьников, которые помогут ребёнку чувствовать себя более уверенно и спокойно в любой стрессовой ситуации
1 Создание благоприятной атмосферы в семье. Семья и дом – это место, где ребёнок любого возраста должен безоговорочно чувствовать себя спокойно и в безопасности. Это тыл, опора, источник силы. Насколько возможно, защитите свой дом и ребёнка от ссор, плохого настроения, претензий и обид. Если вашему школьнику неуютно в школе, у него должно быть место, где он банально сможет перевести дух и зарядиться энергией. Гармоничные, доверительные отношения в семье не только стабилизируют психоэмоциональный фон ребёнка, но и укрепляют иммунитет.
2 Разумные требования к детям в семье. Не ставьте успеваемость во главу угла и не требуйте от школьника того, что он не в состоянии вам дать, в том числе в плане учёбы. Способность к усвоению знаний зависит от многих факторов, в том числе от генетических установок, условий среды, образа жизни, индивидуальных особенностей. Кроме всего прочего, оценка знаний ученика учителем часто носит субъективный характер (несмотря на методики и методички по балльной системе оценки знаний). В итоге высокий балл успеваемости «во что бы то ни стало» может стоить ребёнку физического и психического здоровья. Главное, чтобы из него вырос хороший человек. Это действительно главное.
3 Поступки говорят громче, чем слова. Мало говорить своему школьнику о том, что вы любите его и готовы поддержать в любой ситуации. «Говорите» об этом поступками и будьте последовательны. Не критикуйте, но предлагайте помощь.
4 Чаще проводите время вместе, ещё чаще – активно: на природе, в игровых центрах, за общими увлечениями.
5 Держите баланс. Речь не о том, чтобы создать «тепличные условия» для ребёнка (наоборот, этим вы окажете ему медвежью услугу, поскольку адаптироваться к условиям вне семьи и дома ему будет сложнее). Адекватно реагируйте на поведение и поступки подростка.
6 Подлинная поддержка родителями своего ребёнка должна основываться на подчёркивании его способностей, возможностей, положительных сторон. Если кажется, что время упущено или вам достался трудный подросток, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. На кону не ваше самолюбие, а будущее ребёнка.