Бывают люди, легко смотрящие на жизнь: они парят над её разноцветьем, не особо утруждая себя многообразным пониманием встречающихся обстоятельств. А она – человек глубокий: серьёзная, вдумчивая, аккуратная, дисциплинированная. Иначе вряд ли вышла бы Ольга Александровна Котельникова без малого три десятилетия назад на свой заслуженный отдых из стен отдела милиции в звании майора. Чему почти не случалось аналогов среди наших дам, с достоинством носивших погоны правоохранителя.
В милиции миниатюрная, симпатичная, улыбчивая с вечно серьёзными глазами женщина прошла дорогами нескольких отделов (начинала с паспортного). И неизменно была уважаема даже закоренелыми уголовниками, которые беспрекословно вставали к ней на учёт, являясь на отметку по первому зову: нельзя же подводить Котельникову!
Редкий случай – мягкость характера в ней всегда сочеталась с нравственным внутренним стержнем, который ни согнуть, ни сломать. Неудивительно, что в 1972 году Котельниковы приехали в Черепаново по распределению. Мужу после окончания сельхозинститута в Саратове предлагали разные места Советского Союза, но молодая семья решила отправиться в Сибирь, где можно было надеяться только на свои силы. Здесь-то, в Черепаново, её, грамотную, интеллигентную, и зазвали в паспортный стол.
Тогда сельское хозяйство района развивалось особенно активно и славилось далеко окрест. Именно районный центр, очень перспективный для будущего, посоветовал Котельниковым как место жизни знающий и высокопоставленный друг семьи. Они прислушались, о чём ни разу не пожалели.
С рождения Оля отличалась особой жаждой идти по этой земле и быть полезной. Им было предназначено появиться на свет двойняшками с братом. Но он умер младенцем. А сестра, похоже, решила: нужно жить за двоих!
Какая-то иной раз кажущаяся иррациональной сила всё движет Ольгу Александровну вперёд. Ставя порой и на «пьедестал» черепановского самодеятельного хора, где многие годы пела. Выходя на сцену (на репетиции, выступать) как домой, с такой же радостью в душе и светлым настроением праздника. Сегодня, как и десятилетия назад, Котельникова – одна из самых активных черепановских общественниц, возглавляет общество детей войны «Эхо». Останавливаться, грустить – не в характере этого человека. А ещё она шьёт – всю жизнь, с энтузиазмом, не покладая рук. В этом рукотворном священнодействе тоже ярко проявляется характер – усидчивый, спокойный, надёжный.
Росла Ольга, появившись на свет в Саратовской области, как сотни ребятишек её возраста – вольно. Нравы были незатейливые, но честные, небогатые, но душевные. Кукол у девочки не было. Их не имелось тогда практически ни у кого… Свою первую куклу, а точнее, почти её остов, однажды нашла на помойке. Жизнь Оли изменилась. Именно с этого момента она начала шить. Своего найдёныша, куклу-подружку, сделала такой красавицей – глаз не оторвать! Всё – собственными руками.
Потом ей купили первую магазинную куклу. Событие помнится многие годы. Но это была уже совсем другая история…
Шить вещи на людей она тоже принялась в школе. И скоро составила конкуренцию местной самодеятельной порт-нихе, в просторечии зовущейся «сторублёвкой», – именно столько та брала за изготовленную вещь. Хотя заказов Ольга не принимала, тренировалась только на маме… Зато как! Например, своё первое платье она сшила из дорогущего отреза, полученного мамой вместо премии и бережно хранимого на домашней полке в ожидании, когда появятся финансы, чтобы, наконец, обратиться к единственной сельской портнихе. Изготовив выкройку на уроке домоводства и получив за неё пятёрку, девочка пришла домой и решительно раскроила маме будущее платье по её меркам. Ни капли не сомневаясь в том, что всё делает правильно – платье сшила, отутюжила… «Мама, давай померяем, что получилось!», – позвала вернувшуюся с работы. Изу-млённой женщине красивая вещь пришлась впору. Она даже не сразу поняла, из какого отреза та изготовлена руками дочери-школьницы.
Десятилетия спустя из своей первой работы (износилась!) Ольга Александровна Котельникова сшила блузу. Ах, как грела душу эта особенная вещь, и теперь хранящаяся в их квартире!
Нужно ли говорить, что дочь Ира стала одной из безусловных модниц третьей городской школы. Да-да, на неё приходили полюбоваться. С неё брали пример, а также идеи. Но и сама дочка унаследовала умение мамы-милиционера творить красоту. Наступало новое время – с журналами мод, обилием тканей. Ирину душу это волновало, не давая покоя фантазии и умелым рукам. Случалась вечером необходимость идти на школьную дискотеку, а на изготовление наряда в стиле «диско» была лишь пара часов после уроков… Возможность использовалась. Из закромов девушка доставала ткань. Вооружалась сантиметром, ножницами, иглой: «волшебные пассы» – и удивительный наряд готов. Ирина признаётся: «Меня вдохновляло мамино умение всегда быть аккуратной. Работать только качественно. Так, что от красоты глаз не оторвёшь!».
Мама с дочкой и теперь словно лучшие подруги – их объединяет безмерная любовь друг к другу и бесконечное стремление к человеку, который живёт с тобой одним духом, общим интересом. Они делают броши, похожие на маленькие произведения искусства. Своим присутствием те украшают мир. Как преображает его луч солнца.
Ольга Александровна с Ирой знают камни, инструменты, атрибутику, без которых украшения не появятся на свет. И покупают это. Они проходят разные курсы мастерства. Дарят такую возможность одна другой. Мама стала шить кукол, которые обретают имена, характеры и… судьбы. Они уезжают в другие города и страны, находя своё место рядом с новыми людьми. Теперь им даря свою радость и свет. Ведь главное – что ты нужен.
Фото автора; из семейного архива героини материала.