Владимир Путин:
«Я стал меньше шутить»
19 декабря в Гостином Дворе в Москве прошла итоговая прямая линия с президентом России Владимиром Путиным, совмещённая с большой пресс-конференцией. Встреча длилась почти 4 с половиной часа. Предлагаем ответы президента на некоторую часть вопросов
О движухе
Знаете, когда у нас всё спокойно, размеренно, стабильно — нам скучно. Застой. Хочется движухи. Как только начинается движуха, всё свистит у виска: и секунды, и пули. К сожалению, и пули сейчас свистят. Так нам страшно — «ужас-ужас». Ну, «ужас». Но не «ужас-ужас-ужас».
Об экономике
За два года у нас рост экономики составил около восьми процентов. В Штатах – пять-шесть, в Еврозоне – один процент. В ведущей экономике в Еврозоне, Германии – ноль и, судя по всему, и на следующий год будет ноль. Международные институты финансово-экономические поставили Россию на первое место в Европе по объёму экономики, по паритету покупательской способности, и на четвёртое место в мире. Впереди – Китай, Соединённые Штаты, Индия.
О безработице
Она у нас находится на рекордно низком уровне – 2,3 процента. Такого никогда не было.
Об инфляции
Тревожным сигналом является инфляция. Эльвира [Набиуллина] мне сказала, что где-то уже 9,2-9,3, но и заработные платы выросли на 9 процентов в реальном выражении. Я хочу это подчеркнуть: именно в реальном, за минусом инфляции. И располагаемые доходы населения тоже подросли.
О суверенитете
Суверенитет – очень важная вещь, он должен быть внутри, в сердце. Я думаю, что за послевоенные годы у немецкого народа вытравили это чувство – чувство своей родины и суверенитета. Ведь кто такие европейцы? Они все гордятся, что они европейцы. Но они прежде всего французы, немцы, итальянцы, испанцы, а потом уже европейцы. Они всё стараются сгладить, что-то зашлифовать. И в конце концов это отражается на всём, в том числе и на экономике.
О росте цен
У нас постоянно растёт производство продуктов питания. Плюс три процента ежегодно. По мясу мы полностью себя обеспечиваем. Это хороший показатель, но это с чем связано? У нас потребление мяса в год — примерно 80 килограммов на человека, а в мире — 42 примерно. Вроде бы хватает, но всё равно потребление мяса у нас выросло в два раза за последнее время. По молоку — у нас каждый год увеличивается производство молока. Но увеличивается и потребление молока. Не хватает его, чтобы производить масло. Рост цен на масло, я знаю, 33–34 процента, в некоторых регионах примерно так, может, там где-то и больше.
Просто продуктов не стало настолько больше, насколько возросло потребление.
Вторая объективная причина — это урожай. Третья объективная причина — рост мировых цен на некоторые продукты. И конечно, в известной степени сказываются те внешние ограничения, санкции и так далее. Но есть и субъективные, есть и наши недоработки. Например, некоторые эксперты полагают, что Центральный банк мог бы эффективнее и раньше начать использовать определённые инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки.
О правительстве
Правительство у нас работает эффективно, вполне удовлетворительно и очень много делает, когда думает о будущем, а о будущем нужно думать всегда.
О продвижении
в зоне СВО
Должен сказать, что ситуация меняется кардинально. Движение идёт по всей линии фронта каждый день. И, как я уже говорил, речь идёт не о продвижении на 100-200-300 метров. Наши бойцы забирают, возвращают территорию квадратными километрами. Хочу подчеркнуть: каждый день.
Боевые действия – сложная вещь, поэтому загадывать вперёд трудно и ни к чему. Но происходит именно так, и мы движемся к решению первостепенных наших задач, которые мы обозначили в начале специальной военной операции.
О боях в Курской
области
Ребята воюют, прямо сейчас идёт бой. Такие бои серьёзные. Я уже говорил об этом: военного смысла не было никакого Вооружённым силам Украины ни заходить в Курскую область, ни держаться сейчас там, как они делают, бросая туда на убой свои лучшие штурмовые группы и подразделения, тем не менее это происходит. Мы точно совершенно их выбьем, абсолютно точно, по-другому быть не может.
О демографии
У нас, вы знаете, количество женщин в детородном возрасте сократилось на 30 процентов. Девочки нужны! Девушки! Вот. Но что мы делаем для того, чтобы ситуация поправилась? Целая программа создана – материнский капитал. Мы 450 тысяч рублей выплачиваем семьям, где появился второй ребенок. Семейная ипотека сохраняется.
Я хочу обратиться ко всем руководителям всех субъектов Российской Федерации: с этого должен начинаться рабочий день и этим заканчиваться, потому что это вызов для многих стран мира, в том числе и для России. Народонаселение – это то, что составляет страну. Одна территория – это же хорошо, но она должна быть населена гражданами этой страны.
О миграционном
вопросе
Это очень чувствительный и острый вопрос. Он не только для нас острым является, он для Европы является ещё гораздо более острым.
Если это неизбежно, то нужно вместе с нашими партнёрами в некоторых странах – прежде всего, конечно, речь идёт о странах Центральной Азии – работать над тем, чтобы людей к этому готовить. То есть развивать там сеть русских школ, изучение русского языка, знакомить людей, которые собираются приехать к нам на работу, с традициями, с культурой, с требованиями российского закона.
Ну и, конечно, ужесточать требования к тем, кто уже находится на нашей территории. Требования, чтобы они уважали людей, в среде которых они появляются и живут. И это, конечно, дело правоохранительных органов.
О предсказаниях
основателя
ЛДПР Владимира
Жириновского
Я, естественно, был знаком хорошо с Владимиром Вольфовичем. Он не предсказатель. Он не был предсказателем. Но он любил эпатаж, эффектно всё это делал, занимался этим. Он был человеком эрудированным и очень хорошо подготовленным. Он же вообще специалист был по Ближнему Востоку. Он был реально экспертом, и всё, что он говорил, сбывается действительно, потому что он говорил это на основе анализа того, что происходило в нашей стране и в мире, и прогнозировал развитие ситуации. Но это именно прогноз, основанный на реальных знаниях и на том опыте, который у него был как у специалиста.
Об изменениях
за три года СВО
Знаете, мы все меняемся. Меняемся каждый день, каждый час. Я думаю, что и все присутствующие в зале, и те, кто нас слушает и видит, тоже меняются. Всё течет, всё меняется. Но эти три года – ну, два с лишним – они, конечно, были серьёзным испытанием для всех нас, для всей страны и для меня. Вы знаете, скажу откровенно. Я стал меньше шутить и почти перестал смеяться.
О решении
начать СВО
Решение, которое было принято в начале 2022 года, его нужно было принимать раньше. Это первое.
И второе: зная об этом, нужно было просто начать готовиться к этим мероприятиям, в том числе и к СВО. Ведь и крымские события были просто спонтанными. И события 2022 года мы тоже начали без всякой подготовки к ним. Почему начали? Потому что дальше уже было невозможно стоять на месте, терпеть и ждать, пока ситуация для нас ухудшится. Вот в чём все дело.
Ведь киевские власти объявили о том, что они не будут исполнять Минских соглашений. Прямо об этом сказали. Заявили свои претензии на какое-то оружие массового уничтожения. Мы увидели, что нас обманули по поводу Минских соглашений. И, более того, мы увидели, что началось просто военное освоение этих территорий с параллельным уничтожением всего, что связано с Россией. Просто дальше невозможно было оставаться в том состоянии, в котором мы находились. Вынудили нас к этим действиям. Если бы знать заранее, что произойдёт, надо было бы проводить системную подготовку.
Можно ли
остановить
огонь на Украине
Остановиться на неделю – это значит дать противнику возможность закрепиться на позициях. Дать возможность передохнуть и получить необходимое оборудование, боеприпасы.
О перемирии
и мире
Нам нужно не перемирие, нам нужен мир. Долгосрочный, прочный, обеспеченный гарантиями для Российской Федерации и её граждан.
О завете Ельцина
«берегите Россию»
Я считаю, что не просто уберёг, я считаю, что мы отошли от края пропасти. Потому что всё, что происходило с Россией до этого и после, вело нас к полной, тотальной утрате нашего суверенитета.
По материалам «Ленты.ру».