К 100-летию города: заведение деревни Черепановой (часть 1)

В 2025 году Черепаново отмечает 100 лет со дня официального обретения статуса города, точная дата – 6 июня. Хотя посёлок Свободный стал уездным городом Черепаново четырьмя годами раньше – 19 июля 1921 года, приказом Черепановского ревкома на основании постановления ВЦИК от 13 июня 1921 года о создании Новониколаевской губернии и в её составе Черепановского уезда с центром в городе Черепаново. Это решение местной власти ввиду долгого хождения документов было узаконено только в 1925 году.
Думается, историческая справедливость состоит в том, что история городов начинается не с момента получения поселением статуса города, а со времени возникновения на занятом им месте населённого пункта, который не исчезал, а развивался в поселение городского типа.
Через догородный путь прошёл и город Черепаново. Из подлинных документов Государственного архива Алтайского края следует, что деревня Черепанова (названная по фамилии первожителя) Боровлянской волости Бийского уезда заведена в 1779 году в трёх верстах западнее деревни Бочкарёвой, то есть поселение Черепаново, которому впоследствии суждено было стать городом, возникло гораздо раньше, 246 лет назад.
Но пусть официальная, хотя и неверная дата возникновения на карте города Черепаново – 100 лет – будет поводом вспомнить его историческое прошлое с самых давних времён, доподлинно известных истории.
Увлекательнейшее чтение!
(от редакции «Черепановских вестей»).

 

Заселение земель черепановских
Проникновение русских в Сибирь началось задолго до похода Ермака в XVI веке. Новгородцы ходили в Сибирь за пушниной ещё в XI веке.
В XIII-XVI веках территорию, которую населяли племена сыбыров, стали называть Сыбыр (в русском произношении Сибирь). К концу XVI века население Сибири составляло около 200 тысяч человек разных коренных национальностей.
Современная территория Черепановского района раньше входила в состав Джунгарского ханства. Граница России и Джунгарского ханства до 1703 года проходила по реке Бердь.
Джунгарское ханство, последняя кочевая империя – государство, созданное в Центральной Азии ойратами, или джунгарами, в первой половине XVII века. Ещё в середине XV века ойраты пытались создать самостоятельное государство.
В это время часть ойратов, с согласия российской администрации в Сибири, перекочевала в долину Иртыша. В зависимость от джунгар попали тетеуты и теленгиты, которых русские, как и ойратов, называли калмыками.
Ойратские князья пытались заручиться поддержкой России в борьбе с правителями восточных монголов алтын-ханами и казахами. Несмотря на миграцию части ойратского кочевого населения в Западную Сибирь и Приуралье, положение Джунгарии в первой четверти XVII века укрепилось, что позволило ей вести успешные войны против восточных монголов, которые также пытались добиться помощи от России. В 1627-29 годах ойратский союз распался.
В первой половине XVIII века Джунгарское ханство достигло своего наивысшего могущества. К поражению это государство привели внутренние междуусобицы.
(Историческая энциклопедия Сибири. Издательский Дом Историческое наследие Сибири», 2010 г., С 489-490).
В переводе с калмыцкого и монгольского языков jagun γar «зүүн гар» означает «левая рука (крыло)». В исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или джунгарами.
Джунгарское ханство погибло на пике своего могущества, практически полностью потеряв создавший его когда-то народ.
Джунгарское ханство занимало обширные территории и тянулось по территориям современных Монголии, Казахстана, Киргизии, Китая и России. В течение ста лет считалось одним из самых могущественных государств семнадцатого века.
В настоящее время ойраты (джунгары, калмыки) компактно проживают на территории Российской Федерации в республике Калмыкия.

Телеутская землица
Здесь жили кочевые племена телеутов (белых калмыков). Телеуты – коренной малочисленный народ в России, ведущий своё происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири. Язык и культура телеутов тесно связана с языком и культурой алтайцев.
B XVI-XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с охотой, собирательством и рыбной ловлей. Известно им было и земледелие, хотя и примитивное.
Под русским влиянием с XVII века среди коренного населения стали развиваться специфические формы оседлого земледельческо-скотоводческого хозяйства. Из хлебных злаков сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг и простейших сох перешли к сложным сохам. Занимались коневодством, хотя держали и крупный рогатый скот, свиней и коз.
В XVII – первой половине XVIII века для основной массы телеутов ведущей отраслью хозяйства являлось кочевое скотоводство. Традиционными промыслами являлись охота, рыболовство. Широкое распространение имело собирательство (кедрового ореха, сараны, черемши и т. д.). Под влиянием русских крестьян многие телеуты стали заниматься пасечным пчеловодством. Из домашних ремёсел наибольшее развитие получили обработка кожи, дерева, металла, ткачество, плетение, шитьё. Обработкой кож, прядением и ткачеством занимались женщины.
К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты также имели зависимое от них население – кыштымов. У них были рабы, захваченные во время столкновений с соседями.
В русских источниках телеуты («белые калмыки») впервые упоминаются в 1601 году. На протяжении XVII века телеуты всё больше вовлекались во взаимодействие с русскими властями Сибири, некоторые рода приняли русское подданство и откочевали на север, под защиту Томского острога.
Тем не менее, долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае.
О том, что в XVII-XVIII веках на территории города Черепаново жили телеуты, говорят найденные во второй половине XX века при строительстве домов в заводском микрорайоне Черепаново старые захоронения.
По свидетельствам очевидцев, там были могилы с останками людей, захороненных в сидячем положении. К сожалению, никаких фотодокументов и предметов не сохранилось.
О широком распространении берёзового леса свидетельствуют и курганные погребения джунгар, телеутов, в прошлом разграбленные. В погребениях, как правило, имелись подстилки и покрытия из бересты, берестяные коробки, в которых хоронили покойников.
Телеутская землица на протяжении всего XVII века играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями «чёрных калмыков» (западных монголов). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения, поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая.
С начала XVIII века большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии.
К 1760-м годам улусное объединение телеутов окончательно распалось, телеуты оказались рассеянными. Они полностью растворились в иноэтнической среде.

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: