К 100-летию города: заведение деревни Черепановой (часть 2)

Продолжаем знакомить читателей с материалами по истории возникновения Черепаново, обнаруженными в архивах

Начало XVIII века знаменуется окончательным присоединением Сибири к русскому государству. В этот период начинается бурное переселение крестьян из центральных губерний на свободные сибирские земли. Из архивных источников стало известно, что в связи с прокладкой дорог Томск – Барнаул, Барнаул – Сузун, Маслянино – Сузун, Барнаул – Бердск возникает ряд деревень на нынешней территории Черепановского района.
Когда началось строительство Сузунского медеплавильного завода (введён в строй в 1766 году) и монетного двора, появилась потребность в создании трактовой дороги для перевозки руды, добываемой на территории современного Маслянинского района, а также меди для чеканки сибирской монеты. Возникла необходимость построить тракт, связывающий Сузун с Томском для вывоза серебра и его дальнейшей очистки. С 1745 года появилось много «охочих» из Кузнецкого острога. Они ставили заимки по малым рекам, в том числе Тальменке и Боровлянке.
Из подлинных документов Государственного архива Алтайского края следует, что деревня Черепанова (названная по фамилии первожителя) Боровлянской волости Бийского уезда заведена в 1779 году в трёх верстах западнее деревни Бочкарёвой, для строительства и обслуживания дороги Маслянино – Сузун.
В 1793 году в деревню Черепанову приехала комиссия по землеустройству. Она закрепила жителей деревни Черепановой к Бочкарёвскому обществу. От них выделила земли для пашни и сенокоса, а также деляны леса. Все вопросы, касаемые деревни Черепановой, до 1918 года решали совместно с общиной деревни Бочкарёвой, к которой была приписана деревня Черепанова.
Деревня называется самостоятельной, когда у неё есть свой участок пашни, отделённый ей по документу: земля, лесные угодья, сенокосы. А когда надела нет, то это официально не деревня. Было много таких маленьких деревень без надела, которые относились к основному обществу, куда они когда-то были приписаны. Когда деревня Черепанова была заведена, община в ней не создалась. Поэтому она так и осталась присоединённой к бочкарёвской общине, а не стала самостоятельной деревней.
Деревня Черепанова не имела своего общества, так как она по количеству жителей не соответствовала заведённым правилам, там десятка дворов не было и десятника не было. А чтобы получить право на земельный участок, в деревне должно быть порядка 10 дворов и больше.

Черепановы
Черепановы на нынешней территории Новосибирской области разделились на 4 ветки и расселились в XVIII веке по нескольким направлениям.
Четвёртую ветвь Черепановых представляла семья Степана Иллариона (т. е. Илларионовича, отчество – ред.) Черепанова, прибывшего из Тобольска и проживающего в Бердском остроге.
Сын Иллариона Черепанова Степан – 1700 года рождения, 79-ти лет, с женой Татьяной Васильевой дочерью, 1709 года рождения, 70-ти лет, взятой из Чаусского ведомства у государственного крестьянина из деревни Иткуль.
В 1779 году Степан Илларионович Черепанов был переведён по Указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства на строительство и обслуживание дороги Маслянино – Сузун и заведение деревни Черепановой.
По дороге из Маслянино в Сузун на подводах возили медную руду и золото, добываемое в тех местах в большом количестве. Медную руду перерабатывали и использовали для чеканки особой Сибирской монеты на Сузунском монетном дворе. Дорога была очень плохая и опасная.
За каждой семьёй был закреплён участок дороги, за которым надо смотреть: засыпать ямы, делать водоотводы, чинить мосты, зимой чистить от снега и трамбовать.
Устинья Тимофеевна Бочкарёва, основательница деревни Бочкарёвой, жена-вдова Ивана Бочкарёва, рассказывала:
«Муж мой Иван Бочкарёв пять лет назад умер. По Указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства велено мне из деревни Кинтерепской (ныне Маслянинский район) переехать на речку Тальменку и в десяти верстах от деревни Ганюшкино зимовье поставить деревню. Я с сыновьями должна обслуживать Барнаульско-Томский тракт, пятиверстовой отрезок от Ганюшкиного зимовья в сторону Медведска.
Предписали нам «…на закреплённом будущем тракте в любое время года иметь смотрение, чтобы дорога всегда была чистой, для проезда годной. Летом в обочины иметь стоки дождевой воды, а зимой, после бурана, снегопада, снег должен быть отброшен, дорога утрамбована. Через речки поставить прочные мосты, на мостах иметь твёрдые перила, а где крутые спуски и косогоры, то оные, окопав, уровнять. Ямы засыпать, в лесных местах прочистить. И дороги были бы шириной в десять саженей. Пней и валежника не иметь».
Не прожив и года в своей деревне, в 1779 году в возрасте 79 лет умер основатель деревни Черепановой Степан Илларионович Черепанов. У него осталась жена-вдова (так называли вдову раньше) Татьяна Васильевна.
После похорон Степана Илларионовича Черепанова его жена-вдова пожелала покинуть свою деревню-однодворку и подала прошение о переводе семьи на жительство в деревню Анисимову. Черепановы выехали большой семьёй в 52 человека. По пути в деревню Анисимову в 1779 году старший сын Степана Илларионовича Алексей Степанович Черепанов умер.
Вместе с Авдотьей Логиновной, женой-вдовой Алексея Степановича Черепанова, выехали 7 их детей: 4 взрослых сына с семьями, 3 дочери с семьями и мать Алексея Татьяна Васильевна.
Татьяна Васильевна умерла в 1792 году в возрасте 83 лет.
Умершего Алексея Степановича Черепанова жена-вдова Авдотья Логинова дочь, родилась в 1708 году, старинна Бердского острога, деревни Большой Кривощёковой. Умерла в 1783 году на 75 году жизни.

 

«Старинна» – коренные сибиряки, крестьяне, которые переселились в Сибирь по Указу 1695 года.

 

У неё дети: Иван 42 года, Игнатий 41 год, Михаил 40 лет, Семён 38 лет, Пётр 28 лет (убежал из Бердского острога), дочери Хавронья (59 лет, выдана в замужество в Бердском остроге за Василия Фёдоровича Баталова).
У них дети: Андрей 32 года, Иван 26 лет, Тимофей 20 лет, Тихон 15 лет, дочери – Аксинья 10 лет, Настасья 9 лет.
У второго сына Авдотьи Логиновны Ивана жена Настасья Павлова дочь, 30 лет, «старинна» Бердского острога, взята у государственного крестьянина Павла Таловского.
У них дети, рождённые после ревизии: Алексей 14 лет, Филипп 12 лет, дочери Надежда 6 лет, Анна 1 год, Анисья 10 лет.
У третьего сына Авдотьи Логиновны Игнатия Алексеевича жена Авдотья Саввишна 26 лет, взятая Бердского острога у крестьянина Саввы Шемонаева. Умерла в 1780 г.
Вторая жена Игнатия Авдотья Миронова дочь 46 лет, взята в Белоярской слободе, в деревне Шадринцевой у крестьянина Мирона Шадринцева.
У них дети: Павел 9 лет, Василиса 11лет, Анна полтора года.
У четвёртого сына Авдотьи Логиновны Михаила жена Анисья Фёдорова дочь 25 лет. Взята из Белоярской слободы у крестьянина Прилуцкого
У них дети: Фёдор 2 года (умер в 1770 г. в возрасте 9 лет), Алексей 13 лет, Илья 8 лет, дочь Авдотья 1 год.
У пятого сына Авдотьи Логиновны Семёна жена Анна Павловна 41 год, взята из деревни Красиловой у крестьянина Павла Барсукова.
У них дети: Иван 15 лет, Денис 11 лет, Роман 8 лет, дочери Мавра 5 лет, Анна 1 год.
Через своих детей Алексей Степанович Черепанов и его жена Авдотья Логиновна породнились с Русаковыми, Таловскими, Шемонаевыми из Бердского острога, Казанцевыми, Прилуцкими, Чертёнковыми, Шадриными из Белоярской слободы, Драновыми, Холкиными из деревни Анисимовой, Павловыми из деревни Красковой, Огнёвыми из деревни Пеньковой, Плотниковыми из деревни Безменовой.

(Продолжение следует)

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: