Продолжаем знакомить читателей с материалами по истории возникновения Черепаново, обнаруженными в архивах
Начало XVIII века знаменуется окончательным присоединением Сибири к русскому государству. В этот период начинается бурное переселение крестьян из центральных губерний на свободные сибирские земли. Из архивных источников стало известно, что в связи с прокладкой дорог Томск – Барнаул, Барнаул – Сузун, Маслянино – Сузун, Барнаул – Бердск возникает ряд деревень на нынешней территории Черепановского района.
Когда началось строительство Сузунского медеплавильного завода (введён в строй в 1766 году) и монетного двора, появилась потребность в создании трактовой дороги для перевозки руды, добываемой на территории современного Маслянинского района, а также меди для чеканки сибирской монеты. Возникла необходимость построить тракт, связывающий Сузун с Томском для вывоза серебра и его дальнейшей очистки. С 1745 года появилось много «охочих» из Кузнецкого острога. Они ставили заимки по малым рекам, в том числе Тальменке и Боровлянке.
Из подлинных документов Государственного архива Алтайского края следует, что деревня Черепанова (названная по фамилии первожителя) Боровлянской волости Бийского уезда заведена в 1779 году в трёх верстах западнее деревни Бочкарёвой, для строительства и обслуживания дороги Маслянино – Сузун.
В 1793 году в деревню Черепанову приехала комиссия по землеустройству. Она закрепила жителей деревни Черепановой к Бочкарёвскому обществу. От них выделила земли для пашни и сенокоса, а также деляны леса. Все вопросы, касаемые деревни Черепановой, до 1918 года решали совместно с общиной деревни Бочкарёвой, к которой была приписана деревня Черепанова.
Деревня называется самостоятельной, когда у неё есть свой участок пашни, отделённый ей по документу: земля, лесные угодья, сенокосы. А когда надела нет, то это официально не деревня. Было много таких маленьких деревень без надела, которые относились к основному обществу, куда они когда-то были приписаны. Когда деревня Черепанова была заведена, община в ней не создалась. Поэтому она так и осталась присоединённой к бочкарёвской общине, а не стала самостоятельной деревней.
Деревня Черепанова не имела своего общества, так как она по количеству жителей не соответствовала заведённым правилам, там десятка дворов не было и десятника не было. А чтобы получить право на земельный участок, в деревне должно быть порядка 10 дворов и больше.
Черепановы
Черепановы на нынешней территории Новосибирской области разделились на 4 ветки и расселились в XVIII веке по нескольким направлениям.
Четвёртую ветвь Черепановых представляла семья Степана Иллариона (т. е. Илларионовича, отчество – ред.) Черепанова, прибывшего из Тобольска и проживающего в Бердском остроге.
Сын Иллариона Черепанова Степан – 1700 года рождения, 79-ти лет, с женой Татьяной Васильевой дочерью, 1709 года рождения, 70-ти лет, взятой из Чаусского ведомства у государственного крестьянина из деревни Иткуль.
В 1779 году Степан Илларионович Черепанов был переведён по Указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства на строительство и обслуживание дороги Маслянино – Сузун и заведение деревни Черепановой.
По дороге из Маслянино в Сузун на подводах возили медную руду и золото, добываемое в тех местах в большом количестве. Медную руду перерабатывали и использовали для чеканки особой Сибирской монеты на Сузунском монетном дворе. Дорога была очень плохая и опасная.
За каждой семьёй был закреплён участок дороги, за которым надо смотреть: засыпать ямы, делать водоотводы, чинить мосты, зимой чистить от снега и трамбовать.
Устинья Тимофеевна Бочкарёва, основательница деревни Бочкарёвой, жена-вдова Ивана Бочкарёва, рассказывала:
«Муж мой Иван Бочкарёв пять лет назад умер. По Указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства велено мне из деревни Кинтерепской (ныне Маслянинский район) переехать на речку Тальменку и в десяти верстах от деревни Ганюшкино зимовье поставить деревню. Я с сыновьями должна обслуживать Барнаульско-Томский тракт, пятиверстовой отрезок от Ганюшкиного зимовья в сторону Медведска.
Предписали нам «…на закреплённом будущем тракте в любое время года иметь смотрение, чтобы дорога всегда была чистой, для проезда годной. Летом в обочины иметь стоки дождевой воды, а зимой, после бурана, снегопада, снег должен быть отброшен, дорога утрамбована. Через речки поставить прочные мосты, на мостах иметь твёрдые перила, а где крутые спуски и косогоры, то оные, окопав, уровнять. Ямы засыпать, в лесных местах прочистить. И дороги были бы шириной в десять саженей. Пней и валежника не иметь».
Не прожив и года в своей деревне, в 1779 году в возрасте 79 лет умер основатель деревни Черепановой Степан Илларионович Черепанов. У него осталась жена-вдова (так называли вдову раньше) Татьяна Васильевна.
После похорон Степана Илларионовича Черепанова его жена-вдова пожелала покинуть свою деревню-однодворку и подала прошение о переводе семьи на жительство в деревню Анисимову. Черепановы выехали большой семьёй в 52 человека. По пути в деревню Анисимову в 1779 году старший сын Степана Илларионовича Алексей Степанович Черепанов умер.
Вместе с Авдотьей Логиновной, женой-вдовой Алексея Степановича Черепанова, выехали 7 их детей: 4 взрослых сына с семьями, 3 дочери с семьями и мать Алексея Татьяна Васильевна.
Татьяна Васильевна умерла в 1792 году в возрасте 83 лет.
Умершего Алексея Степановича Черепанова жена-вдова Авдотья Логинова дочь, родилась в 1708 году, старинна Бердского острога, деревни Большой Кривощёковой. Умерла в 1783 году на 75 году жизни.
«Старинна» – коренные сибиряки, крестьяне, которые переселились в Сибирь по Указу 1695 года.
У неё дети: Иван 42 года, Игнатий 41 год, Михаил 40 лет, Семён 38 лет, Пётр 28 лет (убежал из Бердского острога), дочери Хавронья (59 лет, выдана в замужество в Бердском остроге за Василия Фёдоровича Баталова).
У них дети: Андрей 32 года, Иван 26 лет, Тимофей 20 лет, Тихон 15 лет, дочери – Аксинья 10 лет, Настасья 9 лет.
У второго сына Авдотьи Логиновны Ивана жена Настасья Павлова дочь, 30 лет, «старинна» Бердского острога, взята у государственного крестьянина Павла Таловского.
У них дети, рождённые после ревизии: Алексей 14 лет, Филипп 12 лет, дочери Надежда 6 лет, Анна 1 год, Анисья 10 лет.
У третьего сына Авдотьи Логиновны Игнатия Алексеевича жена Авдотья Саввишна 26 лет, взятая Бердского острога у крестьянина Саввы Шемонаева. Умерла в 1780 г.
Вторая жена Игнатия Авдотья Миронова дочь 46 лет, взята в Белоярской слободе, в деревне Шадринцевой у крестьянина Мирона Шадринцева.
У них дети: Павел 9 лет, Василиса 11лет, Анна полтора года.
У четвёртого сына Авдотьи Логиновны Михаила жена Анисья Фёдорова дочь 25 лет. Взята из Белоярской слободы у крестьянина Прилуцкого
У них дети: Фёдор 2 года (умер в 1770 г. в возрасте 9 лет), Алексей 13 лет, Илья 8 лет, дочь Авдотья 1 год.
У пятого сына Авдотьи Логиновны Семёна жена Анна Павловна 41 год, взята из деревни Красиловой у крестьянина Павла Барсукова.
У них дети: Иван 15 лет, Денис 11 лет, Роман 8 лет, дочери Мавра 5 лет, Анна 1 год.
Через своих детей Алексей Степанович Черепанов и его жена Авдотья Логиновна породнились с Русаковыми, Таловскими, Шемонаевыми из Бердского острога, Казанцевыми, Прилуцкими, Чертёнковыми, Шадриными из Белоярской слободы, Драновыми, Холкиными из деревни Анисимовой, Павловыми из деревни Красковой, Огнёвыми из деревни Пеньковой, Плотниковыми из деревни Безменовой.
(Продолжение следует)