Он был всегда самим собой: выпускница первой черепановской школы рассказала о директоре Михаиле Чепике

В 1989 году мой путь во взрослую жизнь начался с момента окончания Черепановской средней школы № 1, которой в 2025 году исполняется 105 лет. В канун юбилея хочется поделиться воспоминаниями об учителе, встреча с которым оставила знаковый след в моей жизни.

В связи с неоднократными переездами родителей по стране, сменив несколько школ, 1 сентября 1982 года на первый урок в новой школе я пришла одна. Нужно было найти свой класс. Во дворе пусто, линейка закончилась, и все разошлись по классам. Я остановилась, растерянно оглядываясь. Охраны и турникетов тогда не было, по опустевшим коридорам раздавалось негромкое эхо детских голосов с верхних этажей. Опять новая школа. Впереди встреча с новым классом, новыми учителями, и непонимание – куда идти дальше и что делать.

И вдруг в момент моего детского отчаяния рядом появилась фигура высокого мужчины в строгом костюме, который спросил: «Девочка, ты что-то ищешь?». «Я – новенькая. Записали в 4-й «Б», а я не знаю, куда идти». «А, понятно. К Ларисе Сергеевне. Пойдём». Лариса Сергеевна Котлярова – учитель французского языка и на тот момент наш классный руководитель, удивительно талантливый молодой педагог из Волгограда, её после окончания Горьковского института иностранных языков направили в наш район. И, взяв мою детскую ладошку в свою большую и сильную руку, спокойно и уверенно он отвёл меня в класс на третьем этаже.

Вот так в первый же учебный день приветливо встретила меня школа в лице учителя физики Михаила Тимофеевича Чепика.

Высокий, опрятный, подтянутый, гладко выбритый, в строгом костюме и галстуке Михаил Тимофеевич представлял собой спокойного, корректного, вежливого и доброжелательного в обращении человека.

 

Р

одился Михаил Тимофеевич 20 ноября 1921 года в селе Лыщичи Унечского района Орловской области. Ныне это Курская область. Волею судеб с родителями попал на Сахалин. В период репрессий, после печальных событий по обвинению отца в шпионаже в пользу Японии и его расстрела, с мамой приехал в Сибирь, где и обосновался в Черепановском районе. С первого класса учился в нашей школе. С отличием окончил её в 1939 году. Хотел поступать в Ленинградский кораблестроительный институт, но прошлое сына репрессированного закрыло перед ним двери. Потом – армия и война…

После войны и демобилизации, в 1946 году вернулся в родную школу.

С 1947 по 1951 годы заочно прошёл полный курс Новосибирского государственного учительского института по специальности физика и математика с присвоением квалификации учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах.

В 1957 году окончил Новосибирский государственный педагогический институт, физико-математический факультет по специальности физика.

В дальнейшем проходил повышение квалификации в Новосибирском областном институте усовершенствования учителей. По сути, человек всю сознательную жизнь учился и повышал свой профессиональный уровень.

Долгие годы был заместителем директора по учебно-воспитательной работе в младших классах. Неоднократно награждался благодарностями районного отдела народного образования, отличник просвещения, с 1980 года – ветеран труда. Общий страж педагогической работы – более 50 лет.

На пенсию ушёл 1 сентября 1991 года. Однако, будучи профессионалом в искусстве шахматной игры, продолжал передавать детям свои знания в Доме пионеров в качестве инструктора по шахматам. И родную школу не покинул, вёл для ребят шахматный кружок, проводил шахматные турниры.

Тема шахмат – отдельная история в его жизни. Тем или иным способом, но даже в семье Михаил Тимофеевич культивировал интерес к шахматам.

В разговоре с Татьяной Михайловной, дочерью Михаила Тимофеевича, я спросила о личной жизни их семьи. «Татьяна  Михайловна, –

 

говорю я ей, – мне в детстве казалось, что учителя – люди особые, они сразу готовыми появляются на свет, с образованием, опытом, семьёй. Они не стирают, не готовят еду, не моют полы и не копают картошку. Не спят и не воспитывают своих детей. Они постоянно в школе: утром приходишь – они уже там, вечером уходишь – они ещё там. И ещё успевают по вечерам посещать семьи учеников, поговорить с родителями, посмотреть условия жизни школьников. На что она сказала: «Да, это действительно так. Родители были полностью увлечены жизнью школы и её учеников. Наша семья жила в доме, колодец с водой на соседней улице. Мы с братом должны были к вечернему приходу родителей натаскать в баки воды и сделать уроки. А чтобы глупостями не занимались, утром отец на шахматной доске расставлял партию, и мы с братом должны были её разыграть. В обед отец приходил, садился с нами за стол и внимательно слушал наш отчёт об игре и рассказ, где мы, перебивая друг друга, показывали, где партнёр сжульничал».

 

О

днажды, классе в пятом или шестом, после звонка с последнего урока мы всей гурьбой, обгоняя друг друга, словно ураган, понеслись на первый этаж в раздевалку, которая закрывалась на висячий замок. Кто-то, схватив у технички ключ, судорожно попытался открыть его. Но не тут-то было. Замок не поддавался. Каждый считал, что у него-то уж точно получится. Но ничего не выходило, как будто что-то внутри замка заклинило, и ключ переходил из рук в руки, пока не оказался у меня.

Была то ли ранняя осень, то ли поздняя весна, на улице ярко светило солнце, воздух благоухал свободой, и отчаянно хотелось вырваться на свежий воздух. Тем более, что почти у всех после школы были свои заботы – успеть на кружки и секции, помочь родителям по дому, сделать «домашку» и погулять с друзьями на улице. Страсти кипели нешуточные, градус нетерпения нарастал, когда за нашими спинами раздался спокойный мужской голос: «Что у вас здесь происходит?». Над нами возвышалась высокая фигура Михаила Тимофеевича. Все притихли. «Вот», протянула я ключ и пролепетала: «Замок не можем открыть». Михаил Тимофеевич, взяв ключ, уверенно вставил его в замочную скважину, легонько повернул, и дужка замка волшебным образом моментально открылась. «Замок тоже ласку любит», – тихо произнёс учитель, развернулся и пошёл дальше, оставив нас в недоумении. Вот так, в раннем детстве учитель преподал нам мастер-класс по обузданию хаоса и применению в жизни теории относительности и законов квантовой физики.

Физику мы начали проходить в шестом классе, вела её у нас Мария Михайловна Пучкова. Михаил Тимофеевич преподавал этот предмет у старшеклассников, которые тогда для нас казались уже взрослыми, умудрёнными жизнью людьми. Поэтому и их учителя вызывали только трепет и глубокое уважение. Однако и нам однажды выпал шанс почувствовать себя более взрослыми, когда на очередной урок физики пришла не наша Мария Михайловна, а Михаил Тимофеевич.

Наверное, всегда в каждом классном сообществе есть отдельные индивиды, которые в силу разных обстоятельств стараются выделиться на общем фоне. И не всегда лучшим образом. Наш класс не был исключением. Звали его Мишка Агафонов.

Класс притих, внимая каждому слову учителя. Однако наш Мишка в этот раз не рассчитал свои силы и исключительную самонадеянность. Он, сидя, как все хулиганы, на «Камчатке» (так называли последние в рядах парты), так кривлялся и суфлировал учителя, мешая слушать одноклассникам, что не знаю как другие, но я готова была его испепелить. В силу своей девичьей слабости, к Мишкиному счастью – только взглядом. Тут, похоже, даже у Михаила Тимофеевича терпение подошло к концу, и после пары замечаний он попросил Агафонова   выйти за дверь. В классе наступила гробовая тишина. Мишка русского языка не понял и продолжил в том же духе. Тогда учитель поднял его из-за парты и легонько подтолкнул в сторону двери.

Дальше произошло следующее. Мишка, набирая скорость движения, словно его кто-то подгонял в спину, странным образом, вопреки всем законам физики, изменив траекторию своего полёта, «впечатался» в доску, но, сползая по ней, быстро развернулся и, втянув голову в плечи, выскочил за дверь. По-моему, всё произошло по справедливости.

 

В

этом году мы отмечаем 80 лет Победы нашей страны в Великой Отечественной   войне. С ней связана её одна, возможно, главная, сторона жизни Михаила Тимофеевича, о которой он не любил распространяться. Наверное, потому, что это уже сделали те, кто лучше владел фактами и словом: документалисты-участники боевых действий, маршалы и генералы-военачальники – в своих мемуарах и воспоминаниях, фронтовики-журналисты, фотографы, писатели, режиссёры, актёры. Та сторона жизни, что дала понимание быстротечности времени, ценности и уникальности человеческой жизни, в особенности – детской. Бережному к ней отношению.

Михаил Тимофеевич был ветераном Великой Отечественной войны. Призванный Черепановским РВК на срочную службу в ряды Красной Армии 5 июня 1941 года, после начала войны в составе 567-го отдельного стрелкового батальона в должности стрелка Михаил Тимофеевич ушёл на фронт.

Как уже говорилось, он был уроженцем села в Орловской области, сейчас оно относится к Курской. Так вот,  ему вновь удалось побывать на своей малой родине, где в июле-августе 1943 года в составе 1-го стрелкового батальона 322-го стрелкового полка 32 стрелковой Верхне-Днепровской Краснознамённой ордена Суворова дивизии в должности командира стрелкового отделения он участвовал в контрнаступлении на Орловском направлении.

Грандиозная битва на Курской дуге летом 1943-го была самым крупным и кровопролитным сражением в истории Второй мировой. Битва на взаимоистощение, в которой принимало участие с обеих сторон более 4 млн человек, было задействовано около 70 тыс. орудий и миномётов, свыше 13 тыс. танков и самоходных орудий, около 12 тыс. боевых самолётов.

Исхода сражения тогда ждали 50 миллионов граждан, находившихся в оккупации.

В боях за деревню Петровка Харьковской области 5 августа 1943 года командир стрелкового отделения 2-й стрелковой роты 1 стрелкового батальона красноармеец Чепик Михаил Тимофеевич, скрытно подобравшись к траншее противника, гранатой уничтожил пулемётную точку с расчётом противника. Был ранен и отправлен в госпиталь.

Вскоре после госпиталя Михаил Тимофеевич вернулся в строй, был отправлен на Ленинградский фронт. Демобилизован в звании старшего сержанта уже после Победы, в марте 1946-го.

По данным из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом смелость, мужество и бесстрашие» награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени.

Оглядываясь на тот путь, который он прошёл, можно сказать, что всей своей жизнью и после войны он показал, что не растратил годы на пустое и никчёмное, а дал пример благодарности и знак глубокого уважения к тем, кто не вернулся.

Все мы – живые люди. Взрослея, часто забываем, чему нас учили в школе люди не только с большими знаниями, но и с большим жизненным опытом. Заново, путём проб и ошибок, прокладываем свой путь. И я благодарна судьбе за то, что период моего взросления и становления как личности, формирования шкалы жизненных ценностей, сопровождали встречи с такими людьми, как учитель с большой буквы Михаил Тимофеевич Чепик.

Недавно спросила у своей подруги и одноклассницы Марины Ермоловой, в девичестве Соловьёвой: «Ты жила с ним на соседней улице. Каким Михаил Тимофеевич остался в твоей памяти?». «Что я могу сказать? Порядочный», – не задумываясь, твёрдо ответила она.

Много лет назад в интервью журналисту газеты, готовившему материал о нравственном воспитании детей в школе, Михаил Тимофеевич сказал: «Мы, педагоги, думаем иной раз: пришёл, спросил, объяснил, закрепил материал – и всё. А ребята учатся у нас не только, как задачки решать да глаголы спрягать, но и как ходить, говорить, во что одеваться, как смеяться, шутить, как относиться к слабому, великому и прекрасному».

Говорят: человек жив, пока о нём помнят. В моей памяти Михаил Тимофеевич Чепик навсегда остался таким, кто не афишировал свои былые заслуги, не пытался надевать чужие маски, а просто жил, был самим собой и честно делал своё дело. Один из тех, чья внутренняя доброта и порядочность помогали мне выстраивать внутренний ориентир движения по жизни. Один из тех, кто оставил чистые, тёплые и очень светлые воспоминания о моей школе. О школе № 1.

 

май – 80 лет Победы в Великой Отечественной войне;

июль-август – 82 года разгрому немецких войск

в Курской битве; сентябрь – 105 лет со дня основания школы № 1 города Черепаново.

 

Нашли что-то интересное? Поделитесь с друзьями: