27 июля в России отмечается День МФЦ.
Именно в этот день в 2010 году был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который регулирует деятельность многофункциональных центров
10 лет назад в Черепаново открылся многофункциональный центр, который значительно упростил жизнь людям
Первое такое учреждение в Новосибирской области открылось чуть раньше – 10 июля 2008 года в городе Обь. Потому совсем недавно филиальной сети исполнилось 17 лет. Что касается черепановского многофункционального центра, то 9 февраля этого года он отметил юбилей – 10 лет.
«Многофункциональные центры были созданы для того, чтобы разгрузить органы власти. И мы с этой задачей справились. Теперь оформить документы легко, просто и быстро», – рассказывает директор черепановского филиала Анна Андреевна Савотеева.
Приём жителей Черепановского района ведут специалисты в 12-ти окнах обслуживания, где можно получить более 260 государственных, муниципальных и дополнительных услуг.
За последние 5 лет специалисты филиала обработали свыше 250 тысяч обращений граждан, среднее время ожидания в очереди составляет 1 минута. Наиболее популярными услугами являются: регистрация права собственности на недвижимое имущество и постановка на кадастровый учёт; регистрационный учёт граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства; выдача и замена паспорта гражданина РФ; оформление и замена СНИЛСа; предоставление пособий на детей.
«Ежедневно мы ведём работу с порталом «Госуслуги»: помогаем зарегистрироваться, восстановить доступ. Ещё у нас есть сектор пользовательского сопровождения – это компьютер для заявителей с доступом к Госуслугам. Здесь они могут электронно оформить и другие услуги, которые не оказывает МФЦ. Например, записаться в ГАИ, чтобы поставить автомобиль на учёт. Причём, администратор помогает это сделать.
Есть и оборудование, на котором можно сразу отсканировать документы, загрузить, отправить.
Сектор пользовательского сопровождения пользуется большим спросом – не было дня, чтобы он простоял без дела».
Кроме этого, в деятельность МФЦ внедрены и другие цифровые сервисы: предварительная запись, проверка статуса дела, оплата государственной пошлины без комиссии через POS-терминалы в окне у специалиста, сервис «Видеоконсультант» на сайте «МФЦ Новосибирской области».
Кто хотя бы раз был в офисе «Мои документы», мог сам оценить комфортный зал ожидания, современное мультимедийное оборудование, систему электронной очереди с голосовым оповещением, и что немаловажно – здесь есть все условия для граждан с ограниченными возможностями: пандус, расширенная входная группа, санитарная комната.
Специалисты универсальные. Это значит, что можно взять один талон на жизненную ситуацию, например, рождение ребёнка, и оформить в одном окне сразу все необходимые документы. Это намного упрощает жизнь – больше не надо бегать по различным инстанциям, сидеть часами в очередях, нервничать. А иногда даже и выходить из дома! Например, чтобы оформить свидетельство о рождении, нужно одну кнопку нажать на Госуслугах.
«Даже молодой человек, едва став совершеннолетним, справится со всеми жизненными трудностями, касающимися оформления документов, придя к нам. Мы всё подскажем, расскажем», – говорит Анна Андреевна.
Сложно поверить, но специалисты многофункционального центра не роботы, а обычные люди. Светлана Юрьевна Батура работает здесь с самого открытия, за 10 лет обработала больше всех обращений. Немногим отстаёт от неё Оксана Сергеевна Шроо – её стаж работы около 10 лет. В этом году она была награждена благодарностью министра экономического развития Новосибирской области за высокие профессиональные достижения и образцовое исполнение должностных обязанностей по итогам работы за 2024 год.
«Так как услуг много, по каждой разработаны методички, и когда мы берём человека на работу, он должен всё изучить и пройти тестирование. Конечно, со временем те услуги, которые не востребованы, забываются. Но у нас есть методический портал, разработанный учебным центром, куда любой специалист может заглянуть, – объясняет А. А. Савотеева. – В этом году мы первый раз приняли документы на тракторные права. Сидели, смотрели, разбирались. В итоге услуга была оказана качественно и вовремя».
Кроме государственных, МФЦ оказывает и дополнительные платные услуги. Среди них большой популярностью пользуются страхование ОСАГО, оформление карты водителя для тахографа, составление гражданско-правовых договоров, переоформление расчётных счетов по газу, электроэнергии, заполнение списков кредиторов и должников гражданина для подачи заявления на внесудебное банкротство.
Есть и другие услуги, подробно о которых можно узнать на официальном сайте. А в 2025 году для большего удобства на площадке Telegram запущен чат-бот «Виртуальный консультант МФЦ НСО». С помощью этого сервиса граждане могут получить консультацию по самым популярным услугам, уточнить график работы центров и офи-
сов, оставить заявку на обратный звонок специалиста, а также оценить качество обслуживания в МФЦ.
«Цифровые технологии развиваются, и мы вместе с ними. С каждым годом получение услуг становится всё быстрее, – подводит итог Анна Андреевна. – Когда мы начинали работать, было столько бумажной волокиты! Приходилось возить кипы бумаг в органы власти, а сейчас отсканировал, кнопку нажал, и всё ушло».