Супруги Денис Павлович и Юлия Владимировна Мулюковы давно занимаются в Черепаново продажей хозяйственных товаров – и со всем справляются вдвоём: сами владеют бизнесом, сами закупают товары, они же консультанты, кассиры и в своём роде психологи, потому что многие покупатели приходят просто поговорить. По случаю Дня работника торговли, отмечаемого в этом году 26 июля, традиционно в четвёртую субботу месяца, мы пообщались с Денисом Павловичем и узнали, как сегодня ощущается такая работа.
Какие товары сложнее продавать? Почему не всегда полезно нанимать сотрудников? Тяжело ли конкурировать с маркетплейсами?
– Вы всю жизнь занимаетесь торговлей?
– Последние 15 лет. Поначалу пробовали себя в другом. Юля занималась риэлторской деятельностью, а я всегда любил спорт, преподавал плавание в спорткомплексе «Энергия». У меня были и старшие ребята, и младшая школьная группа, и дошкольники. Но, познакомившись с супругой, был вынужден уехать к ней в Новосибирск и прекратить свою тренерскую деятельность. Какое-то время ещё пожили в Новосибирске, но там расходы ощутимо выше, чем здесь, поэтому всё-таки вернулись в Черепаново. Торговая площадь у родителей уже была, и мы решили её развивать. Начинали с малого, продавали только посуду, а теперь есть и бытовая техника, садовый инвентарь, постельное бельё, товары для кемпинга…
Но это оказалось удачным решением не только в финансовом плане. Мне вообще очень нравится моя работа. Конечно, не обязательно прямо каждое утро с энтузиазмом бежишь работать, но и заставлять себя тоже не приходится. Бывают тяжёлые дни, как у всех, бывают хорошие. Плаванием, кстати, тоже продолжаю заниматься, только уже для себя. Когда бизнес был ещё совсем небольшой, у меня было желание попробовать совместить с преподаванием. Но всё-таки сложновато это оказалось.
– А почему именно хозтовары?
– Потому что торговлей хозяйственными товарами занималась тёща, другие варианты мы и не рассматривали. К тому же, это проще, чем, например, с продуктами питания. Они же скоропортящийся товар, и меня всегда пугало, что надо успевать их продавать. Кастрюли будут долго стоять, пылиться и со временем всё равно найдут своего покупателя, а с едой так не выйдет. Одежда – тоже свои заморочки: все эти примерки, кому что подошло, не подошло. А здесь мне и контингент больше всего нравится – как правило, 40-50 лет покупателям. Лично мне с ними проще общаться.
– Возможность работать на себя обычно идёт в связке с отсутствием свободного времени. У вас с супругой так же?
– Увы, да, выходных у нас не бывает. Если заболел или надо по личным делам оторваться – конечно, мы можем себе это позволить, но только по одному, либо я, либо она. По субботам и воскресеньям мы работаем до обеда – тогда во второй половине дня можем и вместе куда-то съездить. Конечно, всегда есть соблазн просто на всё плюнуть и устроить себе отдых, нам же за это ничего не будет. Но ты каждый день выбираешь продолжать работать.
– Почему не наймёте сотрудников, хотя бы продавцов, чтобы разгрузиться?
– Потому что не верим, что это будет выгодно. Я до сих пор думаю, что у нас всё ещё идёт такой длинный этап развития, когда надо выкладываться, и для нас будет выгоднее рассчитывать только на свои силы. Я больше чем уверен, что, если наймём продавца, у нас будет просадка по продажам. И для нас самих это лишняя нагрузка на нервы: его же надо обучить, да и клиентов мы уже знаем чуть ли не каждого в лицо, а новичку это только предстоит. К тому же, работая за зарплату, он и замотивирован будет не так, как мы.
– То есть вы стараетесь запоминать покупателей, знакомиться с ними и делать ставку на такую, можно сказать, уютную, домашнюю атмосферу?
– Мы не то чтобы делаем ставку – оно просто так получается. У нас действительно ниша такая, довольно приятная, что-то типа магазина у дома. Покупатели все одни и те же, и расположение удобное, и то, что мы здесь давно и нас многие знают, – всё это обеспечивает нам достаточно комфортные условия. По Черепаново конкурентов, можно сказать, и нет. Есть, конечно, магазины с таким же ассортиментом, но там всё по-другому устроено: они больше, товаров в них тоже больше, общение с покупателями строится немножко иначе – опять же, с ними там общаются не хозяева, а продавцы, атмосфера другая. Ну, и клиенты у них поэтому свои, к нам они не ходят. А у нас свои. И мы друг другу не мешаем.
– А маркетплейсы? С ними тяжело конкурировать?
– Я бы и это не назвал конкуренцией. Я думаю, что маркетплейсы, вот этот большой ассортимент, который есть у тебя буквально весь в телефоне, – это своего рода игра такая для покупателя. Человеку часто нравится сам процесс: полистать карточки с товарами, повыбирать из сотен вариантов. Я не говорю, что это плохо или как-то несерьёзно, я и сам пользуюсь маркетплейсами – покупаю то, чего в Черепаново просто не найдёшь. А для тех, кто живёт в отдалённых населённых пунктах, где даже обувь купить проблематично, это вообще спасение. Но я думаю, что вся эта ситуация – не столько про конкуренцию, сколько, опять же, про разные цели у клиента. Кому нравится процесс поиска или нужен товар, который трудно найти в обычных магазинах, те идут на маркетплейсы, а своего клиента мы от этого не теряем, потому что ему надо просто купить сковородку без лишних заморочек. Да, есть покупатели, которые смотрят на эту сковородку в нашем магазине, находят её на маркетплейсе на сто рублей дешевле и заказывают там – но таких мало.
И разница в цене у нас небольшая – условные сто рублей, как я уже сказал. Нам не обязательно продавать товар с большой наценкой, потому что нам не надо платить аренду, не надо платить зарплаты продавцам. Я не знаю тонкостей работы продавцов на маркетплейсах, но полагаю, что расходы у них побольше, и они вынуждены делать большую наценку – а в результате получается примерно как у нас или даже дороже.
– В чём же тогда всё-таки выражаются настоящие трудности, которые приходится преодолевать в Вашей работе? С какими вызовами сталкиваетесь?
– Самый большой и, в общем-то, единственный вызов – это сама по себе экономическая ситуация в обществе, в государстве, потому что всё зависит от платёжеспособности населения, проще говоря, от того, сколько денег у покупателя в кошельке. Мы готовы работать с любыми товарами. Что мешает мне попробовать хоть самолёт продать? Проблема в том, что его никто не купит. И вот если у покупателя перестаёт хватать денег на наш товар, это становится проблемой. А это зависит от экономической ситуации в стране и в мире. То же можно сказать и о наших планах на будущее, и о перспективах такого бизнеса вообще: если ситуация будет оставаться хотя бы такой же, как сейчас, не ухудшится, то всё получится и у нас, будем потихоньку развиваться, расширяться. Если станет лучше – вообще отлично.
В остальном, всё хорошо. Ну, налогообложение ещё постоянно растёт. И появляются новые законы, новые правила в торговле, разработанные больше как будто для крупных, сетевых продавцов – например, маркировка товаров, когда каждый товар должен быть с отдельным QR-кодом.
Всё это реально сделать и нам, но вручную занимает гораздо больше времени. Чем меньше предприниматель, тем ему сложнее в этих реалиях существовать. Но это всё дело привычки. Пятнадцать лет назад у нас даже кассы не было, просто чеки выписывали от руки, но ничего, привыкали же к новшествам, шли в ногу со временем – и дальше пойдём.
– Если подвести сейчас промежуточный итог, то как изменилась Ваша картина мира за 15 лет в торговле? Чему эта сфера учит человека?
– Учит людей понимать. Интеллектуального развития ты здесь не получишь, но моральное, социальное – да. Начинаешь хорошо чувствовать собеседника, его эмоции, и лучше контролируешь беседу с любым человеком. Это и в личной жизни помогает.
Фото автора и из личного архива семьи Мулюковых.