Первая суббота августа была ну совершенно не таким днём, в который хотелось бы куда-то ехать и вообще выходить из дома. Синоптики обещали то ли жару, то ли дождь, то ли всё вместе, а с утра гремел гром, на фоне которого оказаться под открытым небом вдали от дома – идея так себе. А потом стало как-то пободрее: жара миновала, грозы тоже не случилось. Дождю, конечно, не все обрадовались, но и он не помешал организовать мероприятие, так что на «Гору Емелиху» – историческую реконструкцию крестьянского быта конца XIX века – в четвёртый раз съехалось множество участников из района и области.
Глава Майского сельсовета Сергей Алексеевич Шлихтенмайер обратился к участникам во время торжественного открытия:
– Мы рады видеть вас всех сегодня на нашей земле, на таком масштабном, замечательном мероприятии. Приехали люди из других районов и городов. Привезли с собой новые локации, чтобы все мы могли посмотреть и попробовать то, что люди делали в старину. Я хочу сказать спасибо всем, кто принимал участие, волонтёрам, всем, кто помогал. Всем здоровья, хорошего настроения!
Глава района Сергей Николаевич Овсянников вручил благодарственные письма за организацию мероприятия коллективам районного социально-культурного центра, Ярковского Дома культуры и администрации Майского сельсовета.
А за рамками официальной части жизнь «Горы Емелихи» кипела по-настоящему. Гостей приглашали поучаствовать в старинных играх, попробовать домашнюю выпечку и принять участие в разнообразных мастер-классах. Когда увлечённый мастер рассказывает о тонкостях своего ремесла, слушать его очень приятно и интересно.
– Мы ездим по многим ярмаркам, проводим мастер-классы, сейчас, вот, на продажу выставляем изделия, – делится Олег Магзянов из Новосибирска. Вместе с женой Ольгой и детьми Александром и Максимом они работают в собственной семейной гончарной мастерской. – Мы ориентируемся на традиционную керамику. Вот, например, обварная керамика – в Новосибирской области её никто не делает, потому что она очень сложная, много брака получается, около тридцати процентов от всех изделий. Узор там не повторяющийся, всегда разный, случайный. При температуре 1000 градусов изделие вынимается из печки и погружается в специальный обвар, который делается из молока, ржаной муки, подсолнечного масла, пиво добавляют, ну, и есть ещё секретные ингредиенты, о которых не расскажу. Когда получился приятный рисунок, окунаем в холодную воду. Это старая технология, мы её не изобретали. А вот такие изделия, – показывает на чёрный, как сажа, горшочек, – тут материал сам по себе красный, но при обжиге без доступа кислорода становится чёрным. Это близко к ярославской, грузинской керамикам, не везде такие встретишь. Печка должна быть специально сделана так, чтобы кислород туда не поступал. Туда добавляют специальные ингредиенты, чтобы происходила соответствующая химическая реакция.
Увлечение Олега началось в Горном Алтае. Около десяти лет назад, оказавшись там, он увидел, как мастер работает за гончарным кругом, – и понял, что хочет так же. Изготовил маленькую плошку, привёз домой и обжёг в простой печке. А через две недели купил уже собственный гончарный круг, заразил новым увлечением жену, и вместе начали осваивать ремесло. Ту самую плошку сегодня семья считает символом своей мастерской.
Рядом с ними расположилась другая мастерица из Новосибирска – Инна Максименко, торгующая берестяными изделиями. На её прилавке разместились корзинки и шкатулки тонкой, почти драгоценной работы.
– Я училась в Москве, шла по улице Горького, зашла в магазин и увидела стеклянный подносик с шестью стаканами с маленькими ободочками из бересты, – вспоминает Инна. – Сейчас я понимаю, что это лёгкое изделие, сорок минут работы. Но это произвело на меня неизгладимое впечатление! Он довольно дорого стоил, и в голове были такие мысли, что не буду есть, а набор этот куплю. А потом я узнала, что моя мама, инженер, встречалась с берестянщиками в Томской области, и они работали вместе. И я тоже с ними познакомилась и стала работать. Надо сказать, что берестянщики хоть и проводят мастер-классы, но учеников не берут. И поэтому каждую деталь приходилось изучать самостоятельно, методом проб и ошибок, и до сих пор есть вещи, которые мы не понимаем, как делаются. А мы уже больше двадцати пяти лет занимаемся этим, и у нас в семье к этому привлечены все три поколения. Мы знаем многих берестянщиков, кто начинал в девяностые – нулевые годы, дети потом ещё работали, а из внуков уже никого не вижу. Дело в том, что это достаточно сложное занятие, потому что собирать бересту надо в определённое время, и если вдруг неудачная весна, то можно на целый год остаться без материала. Так как это не всегда зависит от тебя, дело очень рискованное. А ещё здесь много всяких технологических секретов: как правильно заготовить, хранить, обрабатывать. Сама резьба не настолько сложна, насколько вот эта вся подготовка. Как правило, работы многих мастеров даже невозможно повторить – настолько они сложные.
Откуда-то из-за деревьев доносился звон металла – кузнец Юрий Лысенко вовсю работал, стуча по наковальне.
– Вон там у меня заготовки ножей, – поясняет он. – Моя цель – просто показать людям, что есть такой вот процесс, поэтому провожу мастер-класс – участники сами могут сковать что-нибудь. Сегодня дети уже изготовили две подковы. Конечно, получилось кривенько, но с родителями совместными усилиями всё-таки сделали.
Кузнечным делом я занимаюсь с детства, мы начинали вместе с отцом. У меня своя кузница в Новосибирске. Я в детстве, правда, не думал, что так всё сложится – просто помогал дома по хозяйству, мы делали кочерги, гвозди… Я даже не знал, что это настоящая профессия. А вообще-то у нас художественная мастерская, но лет пятнадцать назад, почти случайно, решили, что будем дополнительно ещё и ковать. А потом отец занялся скульптурами, а вся ковка легла на меня. Последние лет пять занимаюсь только этим.
Выделялись среди участников не только новосибирцы, но и жители района. Ирина Сиротина, уроженка Ярков, представляла Майский Дом культуры и проводила мастер-класс по росписи яиц. За её столиком сосредоточенно сидели дети и взрослые, погружённые в тонкую работу. Ирина побывала на всех воплощениях «Горы Емелихи», не захотела пропускать ни одного. Вспоминает:
– Первый год я была Берегиней в театрализованной программе. А года два назад увлеклась писанками – интересный процесс, нравится и детям, и взрослым. Сильно не углубляюсь в нюансы, но даю возможность подержать в руке яйцо и что-то попробовать. Второй год провожу такой мастер-класс. Кто-то прямо серьёзно расписывает, а кто-то корябает просто всё подряд, лишь бы что-то было. Это нормально – главное, сам опыт. А мои коллеги из Дома культуры продают сегодня чай. Сами его собирали, заваривали из трав, которые у нас растут: зверобой, душмянка, монарда…
Были среди черепановцев и те, кто приехал больше «для себя»: преподаватель Светлана Пчела привезла на пленэр своих учеников из Черепановской детской школы искусств. Сложно не понять её и ребят: пейзажи там действительно потрясающие! Мольберты привлекали внимание некоторых гостей, и кто-то, видимо, решив, что это тоже самостоятельный мастер-класс, изъявлял желание поучаствовать. Светлана улыбается: «Кто хочет сам порисовать, мы не отказываем, у нас есть свободные краски и бумага».
«Гора Емелиха» в этом году дала возможность не только поучаствовать в разного рода активностях, но и познакомиться с интересными, увлечёнными людьми, которых в повседневной жизни вряд ли удалось бы встретить. Некоторые, правда, приехали только посмотреть концерт, но и они остались довольны: творческие номера в исполнении артистов района ещё больше погружали в атмосферу крестьянского быта. Полдня пролетели незаметно.