Без преувеличения, водитель – самый распространённый род занятий,
потому как машин на дорогах с каждым годом становится всё больше.
Трудно встретить семью, в которой нет своего автотранспорта.
Но личные автомобили – это всего лишь хобби, удобство, иногда
жизненно важная необходимость. Профессиональных водителей,
конечно, куда меньше, но всё равно, шофёр – человек всегда
заметный, нужный и уважаемый. И только сам водитель знает,
сколько сил требует эта профессия. Однако же чаще всего, если уж
избрал он для себя этот нелёгкий путь, вряд ли с него свернёт…
Раннее утро. Солнце пока не показалось из-за горизонта, а потому ещё сумрачно.
Жители посёлка Посевная только собираются на работу: кто-то прогревает после ночного заморозка автомобиль, другие, захлопнув за собой калитку, решают пройтись пешком. Но есть и такие, у кого рабочая смена только подходит к концу. В гараже поселковой участковой больницы уже сидят водители.
Андрей Петрович Зварыгин только подошёл и ждёт своего сменщика. Тот уже должен был приехать, но неотложный вызов скорой заставил Андрея Владимировича Черепенина задержаться.
И вот в гараж въезжает узнаваемая машина скорой помощи. Андрей Черепенин хотя и после ночной смены, но выглядит бодро.
– Смена смене рознь, – будто оправдывается он. – Бывают спокойные, вот как сегодня, только под утро началась суета. Но случаются и такие, что всю смену на колёсах. Бывает, приходится по пятьсот километров наматывать за день.
В Посевной своя «неотложка», она относится к четвёртой бригаде отделения скорой помощи центральной районной больницы. Раньше, вспоминает Андрей Владимирович, относились к своей, поселковой и обслуживали несколько сёл – Грибной, Дорогино-Заимка, ну и сам рабочий посёлок. А теперь могут отправить в любую точку района и даже в областной центр.
Андрей Владимирович Черепенин – водитель потомственный, поэтому можно даже не спрашивать, почему выбрал для себя эту профессию. Водительские династии – случай не такой уж и редкий, многие мальчишки с ранних лет крутятся возле отца-шофёра и его машины, им не терпится оказаться за рулём, и потом часто уже не выпускают его из рук всю жизнь. Удивительно другое: в этой семье все водители работали ещё и в одном месте – в медицинском учреждении, словно передавая свою должность по наследству.
– Так и есть, – улыбается Андрей Владимирович. – Дед по материнской линии Аникий Михайлович Топоров много лет работал водителем в Посевнинской больнице.
Его на посту сменил отец Владимир Михайлович.
Я родился в этой больнице и вырос на капоте «УАЗа». И другого места работы себе не представляю.
Да, водительский стаж у Андрея Владимировича немалый – уже 37 лет крутит баранку и преимущественно автомобиля скорой. В 1997 году он пришёл сюда молодым. Признаётся, есть «грех» – пару раз пытался найти себя в Новосибирске, естественно, тоже водителем. Но возвращался.
– Не знаю почему, но не смог долго находиться вдали от Посевной, – говорит он. – Всё время тянуло домой, здесь семья. Да и скорая помощь почему-то заставляла по себе скучать, без неё тоскливо было на душе. Двадцать восемь лет он на вызовах, спасает жизни людей. Есть в этой работе свои плюсы и минусы. Как он сам признаётся, вызовы можно разделить на хорошие и плохие. К плохим, а точнее, тяжёлым для психического равновесия, он относит те, когда на своём автомобиле он мчит на дорожно-транспортные происшествия. Андрею Владимировичу за столько лет так и не удалось привыкнуть к картине, когда из искорёженных автомобилей доносятся крики о помощи пострадавших, зажатых твёрдым металлом. Не очень легко воспринимаются и вызовы, когда везёшь беременных женщин.
– Их приходится доставлять в Новосибирск, теперь ведь наши только там рожают, – объясняет он. – У неё уже роды начинаются, приходится торопиться, «лететь» по трассе, а за спиной крики. Это на дороге сильно волнует.
Не слишком восторженно водители скорой помощи, все без исключения, отнеслись к тому, что много лет назад на них возложили обязанности заботиться о нетрезвых земляках. После закрытия медвытрезвителей пьяных с улиц должны подбирать медики и доставлять их в больницу – и для освидетельствования, и часто для оказания профессиональной помощи.
Нередко это становится настоящим спасением для перепивших. Контингент разный бывает, один может и поблагодарить, что не оставили на улице, а другой, продрав глаза, норовит накинуться на медиков с кулаками. Вот такая сегодня обстановка.
Возможно, это противоречит устоявшемуся суждению, но из своего многолетнего опыта Андрей Черепенин делает вывод, что культурных водителей, адекватно относящихся к реальности, стало больше.
– Как-то всё поменялось, – делится наблюдениями он. – Водители стали более аккуратные.
Крайне редко встретишь сегодня «обочечников», то есть тех, которые обгоняют тебя нагло, нарушая все правила. Скорую сейчас пропускают, понимают, что мы едем на помощь, и дорога каждая минута.
Высокий, коренастый, неунывающий Андрей Черепенин заряжает своей неугомонностью, подвижностью.
Постоянно шутит, вот только, как и престало настоящему водителю, он, садясь за руль автомобиля, превращается в аккуратного, вежливого и понимающего участника дорожного движения. Как никто другой понимает, что дорога – это не место, где всё можно списать на русский «авось», и ошибок она не прощает.
В каждой работе есть плюсы и минусы, это во многом и определяет выбор своей работы у каждого человека. Но какой бы сложной ни была профессия водителя скорой помощи, Андрей Владимирович Черепенин понял, что никогда не променяет её на другую.
